ГОСТ Р ИСО 13053-2—2013
___________________________Контрольный листок 13.Мозговойштурм___________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Метод мозгового штурма - метод группового решения проблем и создания большого количества идей за
короткий промежуток времени.
Для записей всех возникающих идей используют планшет.
Различные вариации процедур мозгового штурма используют в разных ситуациях и для разных
намеченных результатов:
1. Мозговой штурм, протекающий в наиболее свободной форме, используется для стимулирования
максимального творческого потенциала: примером из рекламной сферы может служить подобная
формулировка: «подберите новое название марки»;
2. Метод мозгового штурма, обеспечивающий более целенаправленный поиск решений проблемы,
используется при наличии меньшего пространства для творчества: пример из технической области:
«найдите решение, удовлетворяющее определенным критериям».
НАЗНАЧЕНИЕ
Метод мозгового штурма - гибкий рациональный метод стимулирующий поиск новых идей членам и
команды проекта, а также создание такой обстановки, в которой оспариваются распространенные
гипотезы и системы понятий.
Метод мозгового штурма используется на этапе 2 «измерение» и этапе 2 «улучшение» метода DMAIC.
Метод мозгового штурма может использоваться всегда, когда присутствует необходимость генерации
идей.__________________________________________________________________________________________
НЕОБХОДИМЫЕДЕЙСТВИЯ
a) Определить план и цель команды проекта, наметить планируемый результат для мозгового
штурма.
b
) Задать временные границы.
c) Согласовать формулировку проблемы или вопросы, которые требуется решить входе сеанса
мозгового штурма; В верхней части планшета написать название рассматриваемой проблемы.
d) Перечислить основные правила:
i. Запрет на критику высказываемых идей;
ii. Запрет на оценку высказываемых идей;
iii. Поощрение нестандартных идей:
iv. Создание новыхидей, основанных на уже высказанных;
v. Фиксирование всех идей.
e) Вначале работы необходимо убедиться в том. что все члены команды проекта могут прочесть
все сгенерированные идеи, которые записаны на планшете.
0Удостовериться, что каждый участник может свободно высказывать свои идеи. Не позволять
какому-либо одному человеку, доминировать входе сеанса,
д) Ведущему следует прохаживаться вокруг стола, чтобы поддерживать темп обсуждения; Если
идея не возникает, участники пропускают своюочередь.
h) Ведущий не должен отсекать или разъяснять сгенерированные идеи: Ведущий записывает все
идеи на планшете сразу же. как только они возникают.
i) Как только накопилось достаточное количество идей, возможно потребуется объяснить
определенные моменты, так как не все участники могли уловить суть всех предложенных идей.
j)По окончании сеанса мозгового штурма, применяют другие аналитические методы, такие как
анализ причинно-следственных связей, попарное сравнение и так далее.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Необходимо использовать планшет с легко снимаемыми листами, хорошие маркеры и приспособление
для фиксациилистов к стене. Ведущий на протяжении всего сеанса записывает все идеи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕСВЕДЕНИЯ:
См. (32).
21