ГОСТ Р 54937—2018
34
2 Университетская система управления учебным процессом предоставляет в оперативном ре-
жиме образовательный контент, соответствующий в отношении доступной среды индивидуальным
предпочтениям каждого студента и характеристикам устройств, на которые этот контент пересы-
лается. Эта система соответствует национальному стандарту, в котором установлены требова-
ния к образовательному контенту в части обеспечения потребностей и предпочтений, представлен-
ных в формате, который определен конкретным международным стандартом, касающимся формиро-
вания предпочтений.
3 Стандарт, в область применения которого входят платежные системы, определяет, каким об-
разом система, в которой используются кредитные и дебетовые карты, может идентифицировать
и считывать информацию о пользовательских предпочтениях, хранимую отдельно от карты. Это
позволяет таким устройствам, как банкоматы и платежные терминалы, настраиваться на одно и то
же множество индивидуальных предпочтений в разных условиях использования. Другой частью того
же стандарта определяется порядок формирования, редактирования и хранения информации о различ-
ных пользовательских предпочтениях в части обеспечения доступной среды.
4 Стандарт, устанавливающий требования к качеству услуг технической поддержки, опреде-
ляет, что в системе администрирования учебного заведения должны регистрироваться заявки на
сурдопереводчиков для отдельных студентов на конкретных уроках и на услуги по записыванию для
письменного представления всех лекций. По возможности переводчики подбираются для студентов в
индивидуальном порядке, чтобы обеспечивалась непрерывность поддержки. Стандарт рекомендует
предоставлять услуги по записыванию в тех случаях, когда это требуется для удовлетворения нужд
пользователей в обеспечении доступной среды.
8.2.6 Устранение излишних ограничений пользовательского взаимодействия с системой
В ходе выполнения предписанных задач люди совершают те или иные действия разными спосо-
бами. Наложение ограничений на возможные способы взаимодействия пользователя с системой может
привести к ухудшению доступности среды или даже к полному лишению некоторых пользователей до-
ступа к системе. Один из наиболее распространенных видов проектных ограничений (зачастую совсем
не нужный) — это ограничение времени, отводимого пользователю на выполнения целевой задачи или
операции. Разные люди выполняют одни и те же действия с разной скоростью, и поэтому разработчики
стандартов могут рассматривать временные ограничения как средство обеспечения доступной среды.
Системы, которые позволяют пользователям увеличивать допустимый интервал времени, способству-
ют повышению уровня доступности.
Существуют и другие типы ограничений (пространственные, когнитивные), которые разработчики
стандартов вправе отменять, если это позволяет обеспечить доступную среду для пользователей.
Пример — Стандарт, в область применения которого входят требования к организации дея-
тельности службы по работе с клиентами по телефонной линии, требует от клиента ввода с клавиа-
туры номера лицевого счета. При этом стандартом не ограничивается время, отводимое клиенту на
набор номера, но указывается, что программные средства должны обрабатывать результаты нажа-
тия клавиш до тех пор, пока ввод номера счета не будет полностью завершен, независимо от темпа
нажатия клавиш.
8.2.7 Обеспечение совместимости со вспомогательными средствами и технологиями
Если для получения доступа к системе пользователям необходимы вспомогательные средства и
вспомогательные технологии, разработчики стандартов обязаны обеспечить совместимость проектиру-
емых систем с широко применимыми вспомогательными средствами и технологиями, обеспечивающи-
ми достижение пользователями конечных целей.
Примеры
1 Стандарт, в область применения которого входят программные продукты, устанавливает
требования к информации, представляемой приложением, в части ее доступности для программ, чи-
тающих текст с экрана (речевых синтезаторов).
2 Стандарт на проектирование больничных зданий определяет участки здания, доступные для
пациентов в инвалидных колясках.
8.2.8 Предоставление альтернативных версий системы
Как правило, производственные компании принимают утвердительные решения относительно
альтернативных версий создаваемой системы (которые в некоторых контекстах называются линейкой
продуктов) задолго до написания соответствующих стандартов, но эти решения не смогут быть во-
площены в жизнь без учета требований к доступной среде. В процессе разработки стандарта вполне
возможно выявление потребности в пересмотре проекта или в крайнем случае в проектировании до-