ГОСТ Р 54937—2018
29
- сохранять накопленный опыт (например, вождения автомобиля);
- сохранять необходимую скорость выполнения операций в рамках решаемых задач и своевре-
менную реакцию на происходящие события;
- сохранять и извлекать требуемую информацию (например, запоминать те или иные эпизоды в
привязке ко времени, извлекать из памяти определенные факты);
- воспринимать информацию (например, быстро и точно распознавать слова);
- обучаться;
- делать обобщения и сопоставления;
- решать проблемы от начала до конца, включая этапы их распознавания и идентификации, вы-
бора и реализации решений и оценки результатов;
- сохранять должный уровень понимания и/или самовыражения (например, широту восприятия,
коммуникативность, речевую деятельность, беглость речи, грамотность письменного общения, своев-
ременность реакций, понимание наименований, условных знаков и символических обозначений);
- осуществлять самоконтроль и самомотивацию (из-за появления повышенной раздражимости,
ригидности, пониженной стрессоустойчивости, замешательства, дезориентации, беспокойства, чувства
одиночества и депрессии);
- осуществлять в соответствии с собственными предпочтениями надлежащий выбор способа
обучения или способа получения информации, например в текстовой либо графической форме.
Неблагоприятные окружающие условия, такие как высокий уровень раздражающих внешних фак-
торов (мигающий свет, скопления людей), могут беспокоить или приводить в замешательство различ-
ных лиц ввиду негативного воздействия вышеперечисленных факторов.
7.5.3 Проектные решения
При разработке проектных решений, в части вопроса создания доступной среды с учетом рассма-
триваемых нарушений, необходимо обеспечить:
- предоставление информации о времени и месте действия;
- наличие специальных графиков, программ, сигналов, указывающих на начало и завершение
действий;
- предоставление пользователю общей информации об ожидаемом результате до предоставле-
ния детализированных сведений;
- соответствующие сигналы обратной связи, наводящие сообщения и напоминания, удерживаю-
щие внимание пользователя и оказывающие ему поддержку в течение всего процесса взаимодействия
с системой;
- обратную связь, настроенную в соответствии с конкретными нуждами и предпочтениями поль-
зователей;
- создание окружающих условий и форм представления информации, которые стимулируют дей-
ствия пользователя, но не отвлекают его внимание;
- создание систем и технологических процессов, настраивающихся в соответствии с конкретными
ситуациями, способностями и предпочтениями пользователей;
- использование одинаковых методов компоновки, размещения и проектирования элементов об-
ратной связи, а также управляющей логики в аппаратуре сходного типа;
- одинаковые компоновку, расположение и дизайн элементов обратной связи и управляющей ло-
гики в продукции сходного типа;
- использование рабочих циклов, устойчивых к ошибкам;
- предоставление достаточных интервалов времени для восприятия информации и адекватного
реагирования на нее;
- простую последовательность действий по распаковке, сборке, установке и эксплуатации из-
делия;
- предоставление информации в различных форматах: например, отображаемый текст может счи-
тываться синтезатором и сопровождаться графическим представлением;
- выдачу информации, команд и указаний в форме, удобной для легкого понимания в языковой
среде пользователя;
- предоставление в понятном виде информации о требуемом уровне квалификации пользователя;
- создание систем, которые могут использоваться (в разумных пределах) без обращения к ин-
струкции по эксплуатации;
- использование методик, упрощающих процесс обучения (обучение на собственном опыте дает
больший
эффект,
чем
запоминание
инструкций
и
многократные
тренировки);