ГОСТ Р 54937—2018
7.4.6.2 Нарушения и ограничения
Нарушения голоса и речи могут оказать негативное влияние на способность человека к общению
с другими людьми и на возможность передачи информации через речевое взаимодействие. Послед-
ствиями таких нарушений могут быть:
- слабое социальное взаимодействие;
- низкое участие в повседневной деятельности;
- пониженная возможность взаимодействия с системами, в которых используется речевой ввод
данных.
Неблагоприятные внешние условия, такие как высокий уровень акустического фона окружающей
среды, могут способствовать усилению негативного влияния вышеперечисленных факторов.
7.4.6.3 Проектные решения
При разработке проектных решений, в части вопроса создания доступной среды с учетом рассма-
триваемых нарушений, необходимо обеспечить:
- предоставление альтернативных форм коммуникации, таких как письменная коммуникация, а
также посредством мимики, движений или жестов рук, поз тела и других разновидности языка телодви-
жений;
- предоставление дополнительных и альтернативных способов коммуникации с помощью симво-
лических представлений, вспомогательных средств, специального технического оснащения и/или соот-
ветствующих методик;
- возможностьиспользованиявспомогательныхсредств, такихкаксинтезаторыречиивидеосвязь;
- предоставление альтернативных средств взаимодействия с интерактивными системами рече-
вого управления и переговорных систем внутренней связи, таких как системы текстуального общения.
7.5 Когнитивные способности
28
7.5.1 Описание
Когнитивные (познавательные) способности — это умение понимать, объединять и обрабатывать
информацию, содержащую абстрактные представления, а также упорядочивать идеи, делать соответ-
ствующие умозаключения, проводить анализ и обобщение (код ICF: b164). Познавательная способ-
ность — это сложный процесс, зависящий от целого ряда умственных функций (код ICF: b1), к числу
которых относятся:
1) глобальные умственные функции, такие как интеллект, сознание, темперамент и мотивация;
2) специфические умственные функции, такие как:
- восприятие (способность к распознаванию и интерпретации внешних стимулов);
- внимание (способность к сохранению, переключению, распределению и/или разделению внима-
ния);
- обучение;
- запоминание (способность регистрировать, хранить и/или извлекать информацию при необхо-
димости);
- языковое общение (способность к воспроизведению и пониманию информации);
- рассуждение;
- решение задач на устранение проблем;
- принятие решений;
- чтение;
3) аффективные (эмоциональные) функции.
7.5.2 Нарушения и ограничения
Возникновение нарушений глобальной умственной функции, специфической умственной функции
и/или эмоциональной функции возможно у любого лица, вне зависимости от уровня его интеллекту-
альных способностей, что может привести к ограничениям познавательных возможностей, таким как
снижение деловой активности и участия в общественной жизни.
Нарушения и связанные с ними ограничения могут оказывать негативное влияние на способности:
- планировать, инициировать, выполнять и завершать начатые действия;
- упорядочивать собственные намерения и реальные действия;
- сохранять концентрацию своего внимания на важных сигналах и информации, игнорируя отвле-
кающие факторы;
- работать в многозадачном режиме (т. е. распределять свое внимание по нескольким операциям
и
задачам
или
сразу
по
нескольким
элементам
одной
и
той
же
задачи);