ГОСТ Р 54937—2018
пользователей могут быть связаны с конкретными аспектами системы, такими как терминология,
выполняемые операции, рабочие характеристики и механизмы взаимодействия. В основе таких ожи-
даний лежит личный опыт, ввиду чего они могут со временем изменяться или расширяться (напри-
мер, в результате получения новой информации или прохождения профессионального обучения).
Часто ожидания пользователей определяются текущими условиями использования системы и могут
изменяться в зависимости от существующих условий. В новых условиях ожидания пользователя
будут базироваться на уже знакомых ему условиях использования. Рассматриваемая цель содей-
ствует разработчикам в создании систем, взаимодействие с которыми будет предсказуемым для
пользователей. Новые разработанные системы могут потребовать от пользователей приобретения
новых знаний или профессиональных навыков. Могут возникать существенные затруднения во вза-
имодействии с системой, когда от пользователя требуется изменение приобретенных практических
навыков или привычных методов работы. Это немаловажно, поскольку некоторые пользователи и
без того испытывают значительные трудности (которые могут привести к потере способности к мани-
пуляциям) в освоении противоречивых методов или операций, которые они считают аналогичными
уже знакомым.
Примечание — Настоящая цель не предусматривает предотвращение развития новых пользо-
вательских ожиданий. Тем не менее рекомендуется обеспечивать соответствие существующим ожиданиям
пользователей.
12
6.2.2.3 Информационная основа
Рассматриваемая цель сформулирована на основе принципа обеспечения «соответствия
ожиданиям пользователей», изложенного в [4], и принципа «простоты и удобства использова-
ния» из [32].
6.2.2.4 Основные потребности пользователей в доступной среде
Потребности пользователей заключаются в наличии возможности:
- получения ожидаемых результатов взаимодействия с системой;
- применения своих знаний и практического опыта для успешного взаимодействия с системой;
- прохождения инструктажа или профессионального обучения в части получения новых знаний,
необходимых для успешного взаимодействия с системой;
- быстрого и удобного непосредственного доступа к справочной информации либо к дальнейшему
углубленному обучению, в случае если такая помощь может быть предоставлена системой.
6.2.2.5 Вопросы для рассмотрения
a) Каковы ожидания пользователей различных категорий относительно возможностей систем,
рассмотренных в представленной документации, а также какова требуемая степень подготовленности
пользователей?
b) Имеется ли общедоступная информация о нереализованных или неудовлетворенных ожидани-
ях пользователей в отношении продукции, рассмотренной в представленной документации?
c) Какие противоречия в ожиданиях потенциальных пользователей могут возникнуть в результате
введения в действие представленной документации?
d) Какие новые пользовательские ожидания могут возникнуть при использовании представленной
документации?
6.2.3 Поддержка индивидуальных настроек
6.2.3.1 Общая формулировка цели
Система поддерживает индивидуальные настройки, если ее компоненты, функции или режимы
могут адаптироваться к конкретным потребностям отдельных пользователей.
6.2.3.2 Обсуждение
Единое проектное решение редко оптимизируется в части условий использования системы и
удовлетворения потребностей различных категорий пользователей, поэтому важно предоставить поль-
зователям широкий выбор способов взаимодействия с системой. Несмотря на то что различные типы
систем или системных компонентов (например, среда жизнедеятельности) недоступны для изменения,
индивидуализация настроек достижима, если обеспечивается возможность выбора способа взаимо-
действия с ними.
Подобная персонализация фокусируется на предоставлении каждому пользователю средств оп-
тимизации собственной рабочей среды. Это может быть набор методов взаимодействия пользователя с
системой (например, альтернативные группы операций или диалоговых процедур, альтернативные
способы воздействия или управления либо когнитивные принципы), также возможны альтернативные