ГОСТ Р 54937—2018
Примечание — Иногда эта стратегия может требовать трансформирования определенных шагов за-
дачи или выполняемых действий в отдельную технологическую процедуру.
Пример — Стандарт, в область применения которого входят сотовые телефоны, устанавли-
вает требования к наличию возможности инициирования вызова пользователем посредством произ-
несения нужного имени либо касанием надписи с именем или изображения вызываемого лица в списке
контактов. Становится необязательным действие по вводу телефонного номера, которое может
быть затруднительным для людей со слабым зрением или плохой памятью, равно как и для тех, кто в
силу физических нарушений испытывает трудности с набором номера на клавиатуре.
8.2.4.4 Обеспечение доступности базовых функциональных возможностей
Проблема с созданием доступной среды возникает в том случае, если дополнительные функции
установлены таким образом, что они превалируют над настройками базовых функциональных возмож-
ностей системы и потому могут стать барьером для доступа к нужным первичным функциям системы.
Во избежание такой ситуации необходимо убедиться в том, что базовые функциональные возможности
легкодоступны и удобны для использования и не блокируются настройками дополнительных функций,
которые только приводят в замешательство и запутывают некоторых пользователей. Существует мно-
жество способов практической реализации этого подхода; некоторые из них могут требовать использо-
вания и других принципов, описываемых в данном разделе.
Пример — Стандарт, в область применения которого входит процесс разработки инструкций
для потребительских товаров, устанавливает требования к указаниям, касающимся базовых функ-
циональных возможностей, в части их размещения в начале описания, в то время как обсуждение до-
полнительных или расширенных возможностей должно содержаться в последующих разделах, четко
отделенных от описания базовых функциональных возможностей. Применительно к изделиям высо-
кой сложности требуется также предоставлять руководство по началу работы («Quick Start»), касаю-
щееся только базовых функций и операций изделия.
8.2.4.5 Предоставление однозначных средств использования информации и методов принятия
решений
Принятие решений может быть затруднительным для пользователей, если они не могут оценить
возможные варианты поведения при осуществлении каждого шага выполнения задачи или действия в
процессе использования системы. В целях обеспечения удовлетворения потребностей пользователей и
успешного выполнения ими поставленных задач необходимо оказывать адекватную поддержку в ис-
пользовании информации и принятии решений; в частности, пользователям должны предоставляться
средства невербальной коммуникации (аудиоданные, видеоданные, пиктограммы и т. п.).
Примеры
1 Стандарт, в область применения которого входят системы передачи голосовых сообщений,
устанавливает требование в части наличия функции, позволяющей пользователям запрашивать в
любой точке взаимодействия с системой информацию о возможных для него вариантах действий.
2 Стандарт, в область применения которого входит процесс проектирования больниц, устанав-
ливает специальные требования к нанесению визуальных и тактильных меток, указывающих посети-
телям пути следования к основным отделениям внутри здания.
8.2.5 Предоставление пользователям персонализированного доступа к системе
Персонализация предполагает удовлетворение потребностей пользователя в доступной среде,
определенныхсамостоятельноконкретнымлицом. Использованиетакогопринципагарантируетвыполне-
ниезаявленныхпотребностейпользователя, которыедолжныбытьчеткоустановленызаранее. Системы,
управление которыми осуществляется с помощью информационно-коммуникационных технологий (да-
лее — ИКТ)илисодержащиекомпонентыИКТ, особеннохорошоадаптируютсякзадачамперсонализации
благодаряналичиювнихотносительнопростогодоступакинформацииобиндивидуальныхпотребностях
пользователей, представленной в электронной форме. Если индивидуальные потребности пользовате-
лей могут быть определены, то персонализация многих предоставляемых услуг легко осуществима.
Преимущества использования рассматриваемого принципа состоят в обеспечении личной безо-
пасности пользователя и конфиденциальности данных, в наличии коммерческой выгоды, в сохранении
самоуважения и противоречивых потребностей пользователей.
33
Примеры
1 Стандарт, в область применения которого входит операционная система планшетов, уста-
навливает формат модели данных для хранения множества индивидуальных предпочтений в отно-
шении
доступной
среды
в
«облаке»,
обеспечивая
их
доступность
различным
сетевым
устройствам.