ГОСТ Р 54937—2018
Примечание — Примерами вспомогательных средств и технологий для лиц со слабым зрением или
слепых являются собаки-поводыри, устройства системы глобального позиционирования (GPS) с соответствующим
звуковым сигналом, компьютеры со специальными приспособлениями (в частности, с программным обеспечени-
ем автоматического чтения информации на экране компьютера диктором или преобразования ее в распечатку
шрифтом Брайля), говорящие часы и термометры, специализированные сканеры штрихового кода, карманные
компьютеры и планшеты.
21
7.2.3 Функции слуха
7.2.3.1 Описание
Функции слуха (код ICF: b230) обеспечивают обнаружение и восприятие звуковых сигналов, вклю-
чая речь, и определение местоположения источника, основного тона звукового сигнала, его громкости
и качества.
7.2.3.2 Нарушения и ограничения
Нарушения и ограничения слуховой функции могут изменяться от незначительного ухудшения
слуха до полной глухоты. К числу нарушений и ограничений относятся:
- пониженная способность к обнаружению полного диапазона звуковых частот и особенно в верх-
ней его части;
- пониженная способность к определению местоположения источника звука;
- пониженнаяспособностькобнаружениюзвукасмалымуровнемгромкости, особеннонафоневысо-
когоуровнявнешнегошумаилиприбольшомрасстоянииотисточникавоспринимаемогозвуковогосигнала;
- пониженная способность к различению звукового сигнала или речи, особенно на фоне высокого
уровня внешнего шума или при большом расстоянии до источника звука;
- пониженная адаптационная способность к внезапным изменениям уровня громкости;
- пониженная способность к различению приоритетной речи при одновременной речи двух или
нескольких собеседников;
- повышенная раздражимость звуками некоторых частот и определенными уровнями громкости
(гиперакузия);
- пониженная способность к выделению речи в аудиозаписи на фоне других звуков.
Лица с нарушениями слуха полагаются в восприятии звуковой информации на другие сенсорные
функции, такие как зрительные и осязательные. При некоторых видах тугоухости лица испытывают
трудности в понимании как письменной, так и разговорной речи.
Лица с нарушением слуха могут воспринимать слуховую информацию не полностью либо в ис-
каженном виде. Важную роль в правильном восприятии слуховой информации могут играть частота
звука, уровень громкости и разборчивость звуков. Некоторые лица с нарушениями слуха могут также
испытывать трудности восприятия слуховой информации при быстром темпе речи. В данном случае
они могут использовать для ее восприятия другие сенсорные функции, такие как зрение и осязание.
Неблагоприятные окружающие условия (шум на железнодорожных станциях, в барах, рестора-
нах) и иностранная речь могут ухудшать слышимость и создавать множество затруднений для большо-
го числа людей.
7.2.3.3 Проектные решения
При разработке проектных решений, в части вопроса создания доступной среды с учетом рассма-
триваемых нарушений, необходимо обеспечить:
- использование многочисленных способов предоставления информации, например для зритель-
ного (текст или картинки) либо тактильного восприятия в дополнение к слуховому или взамен него;
- надлежащий выбор уровня громкости, темпа и частоты передачи голосовых сообщений и преду-
преждений или звуковых сигналов в соответствии с условиями использования системы;
- реализацию настроек громкости в широком диапазоне с использованием множественных частот;
- отсутствие резких изменений громкости звуковых сигналов;
- положительную величину отношения «сигнал — шум» применительно к уровню голосовых со-
общений относительно уровня фонового шума;
- оснащение системы надлежащими групповыми вспомогательными акустическими устройствами
типа детекторов индукционных петель, инфракрасных датчиков или систем радиосвязи;
- использование аварийных сигнальных устройств, снабженных текстовыми табло по возможно-
сти обмена сообщениями на жестовом языке, а также звуковой сигнализацией надлежащего тона и
громкости — для снижения риска применительно к лицам с нарушением слуха;
- создание благоприятного акустического окружения путем подавления фоновых шумов и повы-
шения уровня воспринимаемого звукового сигнала;