ГОСТ Р 54937—2018
20
7.2.2.2 Нарушения и ограничения
Нарушения и ограничения зрительных функций могут изменяться от незначительного ухудшения
зрения до полной слепоты. К числу нарушений и ограничений относятся:
- пониженная способность к отчетливому различению изображений;
- пониженная способность к переключению зрения с близко расположенных объектов на удален-
ные и наоборот;
- пониженная способность к различению предметов, попадающих в определенную область поля
зрения (боковую, верхнюю, нижнюю или центральную);
- пониженная способность к различению цветов, в том числе по причине возрастного пожелтения
хрусталика глаза;
- повышенная чувствительность к яркому свету;
- повышенная чувствительность к вспышкам или мерцанию света;
- пониженная способность к различению градаций контрастности;
- пониженная способность к оценке расстояний и скоростей;
- пониженная способность адаптации зрения к изменению уровня освещения;
- пониженная чувствительность к уровню освещения, требующая более яркого света.
Лица, страдающие слепотой, обладают крайне ограниченными зрительными способностями и мо-
гут полагаться в получении информации только на другие функции восприятия — например, на слух и
осязание.
Лица с нарушениями функций зрения могут получать недостаточную или искаженную визуаль-
ную информацию и потому полагаются на звуковое и тактильное восприятие. На эти каналы воспри-
ятия могут влиять такие факторы, как размер, яркость (в сравнении с окружающим фоном, включая
расположение и смещение относительно поля зрения), яркость и цветовой контраст. Лицам с суще-
ственными нарушениями зрения (слабовидящим) часто требуется более высокая контрастность, и
для них предпочтителен светлый текст на темном фоне, а не темный текст на светлом фоне. В до-
полнение к визуальной информации они используют и другие каналы восприятия, такие как слуховой
и тактильный.
Неблагоприятные окружающие условия (например, слабое освещение, задымление или туман)
могут ухудшать видимость и создавать множество затруднений для большого числа людей.
7.2.2.3 Проектные решения
При разработке проектных решений, в части вопроса создания доступной среды с учетом рассма-
триваемых нарушений, необходимо обеспечить:
- использование многочисленных способов предоставления информации, например для слухово-
го или тактильного восприятия в дополнение к зрительному или взамен него;
- выбор надлежащего размера, контраста, формы, светимости, освещенности и расстояния в со-
ответствии с условиями использования системы;
- предотвращение мерцания;
- использование специальных форм кодирования для дополнения или замещения информации,
передаваемой с помощью цветового кодирования, например формы или текстуры;
- использование надлежащей структуры и соответствующих свойств применяемых шрифтов: на-
пример, размера, межсимвольного интервала, дизайна шрифтов с засечками или без засечек, с пря-
мым или курсивным начертанием, светлого или полужирного в конкретных условиях использования;
- размещение визуальной информации и контроллеров на видном месте, в положении, удобном для
регулирования, или дублирование в более доступных местах;
- отказ от использования мигающего текста и мерцающих объектов или экранных отображений, осо-
бенно в тех случаях, когда предусматривается их переключение;
- использование отличительных признаков объекта/окружающей среды и/или частей объекта/
окружающей среды (включая ориентацию: например, верх/низ, перед/зад, вход/выход);
- применение цветной разметки пола для привлечения внимания к уступам и потенциально опас-
ным участкам;
- применение напольных тактильных индикаторов для привлечения внимания к ступенькам, краям
платформ и пешеходным переходам;
- использование светофоров со звуковыми сигналами, отмечающими промежуток времени для
безопасного перехода улицы;
- оснащение системы надлежащими вспомогательными средствами и технологиями и обеспече-
ние совместимости с ними.