ГОСТ Р 54937—2018
15
испытывать затруднения при работе с детализированными представлениями, не имеющими отно-
шения к шаблону или концепции. Другие пользователи предпочитают иметь дело с четко опреде-
ленными процедурами, детализированными действиями или примерами и испытывают затруднения
при работе со сложными либо абстрактными шаблонами или с концептуальными представлениями.
Поэтому разным категориям пользователей требуются разные средства взаимодействия с той или
иной системой.
Некоторые пользователи могут иметь достаточный объем знаний и когнитивных навыков для по-
нимания конкретной ситуации и самостоятельного принятия решения, тогда как другим для понимания
той же ситуации может требоваться помощь или регулярная переподготовка. Некоторым пользовате-
лям могут оказаться полезными инструментальные средства, способствующие более глубокому пони-
манию информации.
Степень понимания может зависеть также от языковой и культурной специфики представления
информации. Поэтому важно, чтобы лингвистические и культурные аспекты представленной информа-
ции рассматривались с учетом потребностей различных пользователей в максимально широком диа-
пазоне условий использования системы.
6.2.6.3 Информационная основа
Рассматриваемая цель сформулирована на основе принципа «информативности», определен-
ного в [4]; принципа «доступности понимания», изложенного в разделе 5 [5]; принципа «удобства для
восприятия и понимания», изложенного в [8]; принципа «осмысленности» из [24] и принципа «простого
и интуитивно понятного использования» из [32].
6.2.6.4 Основные потребности пользователей в доступной среде
Потребности пользователей заключаются в наличии возможности:
- получения общего описания системы, ее компонентов и функций;
- адекватного понимания информации, представленной в системе;
- получения информации, соответствующей когнитивным способностям пользователей;
- минимизации числа этапов выполнения задач и их четкого объяснения;
- обеспечения системных подсказок в процессе выполнения задач;
- получения обратной связи, содействующей в выполнении поставленных задач;
- получения средств регулирования темпа взаимодействия с системой;
- получения помощи при необходимости.
6.2.6.5 Вопросы для рассмотрения
a) Какая информация и какие функции систем, рассмотренные в представленной документации,
должны надлежащим образом восприниматься пользователями?
b) Каким образом представленная документация может помочь в обеспечении надлежащего
понимания информации и функциональных возможностей системы пользователями различных кате-
горий?
c) Каким образом представленная документация способна помочь пользователям различных ка-
тегорий надлежащим образом изучить и использовать информацию и функциональные возможности
рассматриваемой системы?
d) Каким образом представленная документация может обеспечить отсутствие в системе излишне
высоких требований к когнитивным способностям потенциальных пользователей?
6.2.7 Управляемость
6.2.7.1 Общая формулировка цели
Система считается управляемой, если пользователь имеет возможность успешно инициировать
и завершить все операции по взаимодействию с ней, необходимые для выполнения той или иной за-
дачи.
6.2.7.2 Обсуждение
Большое значение для пользователей различных категорий имеет наличие возможности управ-
ления взаимодействием с системами. Такая возможность зависит от способности пользователей об-
ращаться должным образом с различными управляющими механизмами, которые требуют разных
модальностей взаимодействия с системами (например, по сенсорному каналу, с помощью жестов, го-
лоса). Предоставление многочисленных способов управления может облегчить эту задачу.
6.2.7.3 Информационная основа
Рассматриваемая цель сформулирована на основе принципов «управляемости», определенных
в [4]; принципа «удобства эксплуатации», изложенного в [5]; принципа «пригодности для исследования»
из
[8]
и
принципа
«управляемости»
из
[24].