ГОСТ Р 55235.2—2012
д) Предупреждающий мониторинг необходим для определения того, что:
- система менеджмента активов функционирует в запланированном режиме, т. е. цели, задачи и
планы менеджмента активов установлены и достигнуты:
- активы и/или системы активов функционируют в соответствии с установленными требованиями,
т. е. достигнуты запланированные показатели, например, по надежности, производительности, состоя
нию активов и/или систем активов;
- выполняются планы менеджмента активов, критерии менеджмента и обязательные и иные тре
бования менеджмента активов.
Предупреждающий и корректирующий мониторинг менеджмента активов во многих случаях (на
пример. при выполнении обычных проверок) приводит к реализации непосредственного управляющего
воздействия, а информация об обнаружении несоответствий не остается формальной записью. Органи
зация должна зарегистрировать записи об обнаруженных в процессе предупреждающего и корректирую
щего мониторинга несоответствиях и соответствующих предупреждающих и корректирующих действиях.
е) Для мониторинга функционирования могут быть использованы как опережающие, так и запаз
дывающие экономические показатели:
1) Опережающие показатели позволяют получить данные о соответствии и/или несоответствии
требованиям плана менеджмента активов и системы менеджмента активов. Эти показатели помогают
организации заранее выявить возможные проблемы. Опережающие показатели следует применять к
действиям и/или процессам, которые могут оказать наибольшее положительное влияние на использо
вание активов организацией. Опережающие показатели помогают прогнозировать область применения
запаздывающих показателей и обеспечивают прогнозирование достижения положительного или отри
цательного результата.
П р и м е ч а н и е — Данные, используемые для опережающих показателей, получают в основном при про
ведении предупреждающего мониторинга.
2) Запаздывающие показатели помогают получить такие данные, как частота и значимость по
следствий нежелательных событий, например, частота и значимость инцидентов или отказов активов,
системы активов или нарушений функционирования системы менеджмента активов. Запаздывающие
показатели являются важным индикатором эффективности функционирования системы менеджмента
активов. Однако на практике существуют ограничения на использование запаздывающих показателей,
например, в обстоятельствах, когда:
- сложно обнаружить изменение риска при мониторинге опасных событий, вызывающих серьез
ные последствия, в том числе событий, имеющих низкую вероятность;
- мониторинг устойчивого развития или долгосрочного воздействия не позволяет своевременно
обнаружить возникающие проблемы:
- мониторинг нематериальных или косвенных влияний, таких как влияние на репутацию организа
ции, моральное состояние персонала, удовлетворенность потребителей, выявляет проблемы слишком
поздно.
П р и м е ч а н и е — Данные, используемые для запаздывающих показателей, получают в основном при про
ведении коррекционного мониторинга.
3) Часто совместно применяют опережающие и запаздывающие показатели, так как обычно эти
два метода дополняют друг друга. Запаздывающие показатели могут вскрыть слабые места в работе
системы, тогда как опережающие показатели могут помочь обнаружить несоответствия, которые можно
исправить до возникновения неблагоприятных событий.
ж) Организация должна идентифицировать ключевые показатели (KPI’), используемые высшим
руководством для анализа эффективности менеджмента активов организации. Большая часть этих по
казателей необходима для мониторинга внедрения и оценки эффективности системы менеджмента
активов и общей производительности активов. Эти показатели должны быть сведены в перечень клю
чевых показателей, что позволяет высшему руководству проводить эффективный мониторинг системы
менеджмента активов и использования активов. Перечень ключевых показателей должен, в том числе,
включать в себя опережающие и запаздывающие показатели. Важно, чтобы выбранные ключевые по
казатели соответствовали поставленным целям. При этом высшее руководство должно получать необ
ходимую информацию, но не должно быть перегружено второстепенными данными.
KPI— key performance indicators.
41