ГОСТ Р 55235.2—2012
Планы действий в чрезвычайных ситуациях (см. 4.3.4.2) должны быть направлены на устране
ние последствий инцидентов и при необходимости содержать поэтапный план восстановления работ и
устойчивых, безопасных исвоевременных поставок продукции или предоставления услуг потребителям.
Практические учения должны быть направлены на проверку эффективности критически важных
частей плана действий в чрезвычайных ситуациях и оценку полноты процесса планирования действий в
чрезвычайных ситуациях. Настольные учения могут быть полезны при планировании. Полномасштаб
ные учения должны быть максимально реалистичны и эффективны. Может потребоваться проведение
моделирования полномасштабного инцидента. Если применимо, то целесообразно привлечение к уче
ниям внешних аварийных служб.
Последствия чрезвычайных ситуаций и результаты практических учений должны быть оценены,
необходимые идентифицированные изменения — учтены в деятельности организации.
Планы действий в чрезвычайных ситуациях должны регулярно пересматриваться организацией,
частота пересмотра должна обеспечивать их актуальность, т. е. эффективность по отношению к суще
ствующим видам риска организации.
Более подробные данные о менеджменте непрерывности бизнеса приведены в стандарте
ГОСТ Р 53647.1.
4.3.4.2 Планы действий в чрезвычайных обстоятельствах
План действий в чрезвычайных ситуациях должен содержать действия, выполняемые при воз
никновении опасных ситуаций, и включать в себя:
- идентификацию возможных инцидентов и опасностей, а также их сочетаний;
- идентификацию лиц, которые должны участвовать и быть ответственными за действия в чрез
вычайных ситуациях;
- подробное описание действий, которые необходимо выполнять персоналу во время чрезвычай
ной ситуации, включая действия, выполняемые привлеченным внешним персоналом;
- распределение ответственности, обязанностей и полномочий персонала во время инцидента
или чрезвычайной ситуации;
- обеспечение безопасности и необходимой информации для персонала;
- обеспечение всеми необходимыми ресурсами персонала, выполняющего работы в чрезвычай
ных ситуациях в течение длительного срока:
- планы эвакуации;
- идентификацию мест расположения всех опасных материалов и мер безопасности, связанных
с ними;
- способы связи с аварийно-спасательными службами;
- обмен информацией с местными органами самоуправления, соседними организациями и обще
ственностью;
- способы защиты критически важной документации и оборудования;
- обеспечение доступности необходимой информации во время аварии, например поэтажной пла
нировки. данные об опасных материалах, процедуры, инструкции поэксплуатации и контактные номера
телефонов. Следует обратить особое внимание на обеспечение доступа к информации в чрезвычайной
ситуации, когда обычные методы хранения и поиска информации, а также методы обмена данными
могут быть недоступны или функционировать не в полном объеме.
Привлечение внешних аварийно-спасательных служб и подрядчиков при возникновении опасных
и чрезвычайных ситуаций должно быть детально документировано на этапе планирования и разработ
ки мер реагирования на инцидент. При необходимости следует провести консультации с аварийно-спа
сательными службами о возможных обстоятельствах и способах их привлечения, а также обеспечения
всей необходимой информацией для восстановления деятельности организации во время аварийных
ситуаций и инцидентов.
Необходимо рассмотреть возможность привлечения аварийно-спасательных служб в качестве
участников или наблюдателей во время проведения учений и моделирования действий в аварийных и
опасных ситуациях.
4.3.4.3 Аварийное оборудование и ресурсы
Аварийное оборудование и необходимые ресурсы должны быть идентифицированы и установ
лены в полном объеме, необходимом для устранения последствий инцидента. Размещение и возмож
ность доступа к аварийному оборудованию должны быть зарегистрированы и информация об этом
должна быть доведена до всех заинтересованных сторон. При размещении оборудования и ресурсов
следует учитывать особенности опасного события, чтобы доступ к оборудованию и ресурсам не привел к
возникновению дополнительных опасностей.
16