9
b) четко установить обязанности и полномочия по каждому виду деятельности, воздействующему на качество. Необходимо иметь достаточную степень организационной свободы, достаточно широкий круг ответственности полномочий, обеспечивающие достижение поставленных целей в области качества с требуемой эффективностью;
с) определить меры по управлению и координации различных смежных видов деятельности;
d) при организации хорошо структурированной и эффективной системы качества следует уделить особое внимание выявлению потенциальных или реальных проблем качества и проведению предупредительных или корректирующих воздействий (разделы 14 и 15).
5.2.3. Организационная структура
В рамках общей организационной структуры должны быть четко установлены функции, относ ящиеся к системе качества, определены границы полномочий и каналы передачи информации.
5.2.4. Ресурсы и персонал
Руководство должно выделять соответствующие ресурсы в необходимом объеме, обеспечивающем проведение политики в области качества и достижение поставленных целей. Такие ресурсы могут включать:
а) людские ресурсы и специализированный персонал;
b) оборудование, необходимое для проектно-конструкторских работ и разработок;
с) производственное оборудование;
d) контрольное, испытатель ное и проверочное оборудование;
е) контрольно-измерительную аппаратуру и программное обеспечение ЭВМ.
Руководство определяет необходимый уровень компетенции, квалификации и подготовки персонала (раздел 18).
Руководство должно определять показатели качества, влияющие на положение на рынке, и цели, связанные с обеспечением качества продукции, процессов или сопу тствующих услуг, для своевременного выделения ресурсов организации на плановой основе.
Планы и графики распределения ресурсов и персонала должны соответствовать общим целям организации.
5.2.5. Рабочие процедуры
Система качества должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивать непрерывное управление всеми видами деятельности, влияющими на качество.
Система качества должна быть ориентирована на проведение профилактических мероприятий, помогающих избежать возникновения проблем равно как и сохранять способность реагирования на возникающие отказы и их устранения.
Для осуществл ения политики и достижения целей в области качества следует разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии документированные рабочие процедуры, координирующие различные виды деятельности, которые обеспечивают эффективное функционирование системы качества (см. рисунок 1).
Все процедуры должны быть изложены простым, четким и понятным языком с указанием ис пользуемых методов и критериев, которым они должны соответствовать.
5.2.6. Общее руководство конфигурацией
Система качества должна включать документированные процедуры общего руководства конфигурац ией, которое охватывает весь жизненный цикл продукции, начиная с ранней стадии проектирования.