11
с) конкретное распределение обязанностей и полномоч ий на различных этапах выполнения проекта;
d) применение конкретных документированных процедур и инструкций;
е) соответствующие программы испытаний, контроля, изучения и проверки на тех или иных этапах (например, пр оект ирование, ра зработка);
f) доку ментированную процедуру внесен ия изме нений и поправок в программу качества по мере реа лизации проектов;
g) методику измерения уровня достижений целей в области качества;
h) другие меры, обеспечивающие реализацию поставленных целей.
В зависимости от целесообразности программы качества могут быть в ключены в Руководство по качеству ил и Руководство по качеству мож ет со держать ссылки на них.
Чтобы способствовать достижению целей п рограммы качества, следует использовать докумен тированную систему оперативного управлен ия, рассмотренную в настоящем стандарте.
5.3.4. Регистра ция данных о качестве
Необходимо вести регистрацию данны х о качестве, в том ч исле в форме карт, относящихся к проектиро ванию, контролю, испытаниям, обследова нию, проверке, анализу или соответствующим результатам, как свидетельство соответствия установленным требованиям и эффективного функционирования системы качества (раздел 17).
5.4. Проверка системы качества
5.4.1. Общие положения
Проверки планируются и осуществляются для определения эффективности системы качества. Все элементы системы качества должны быть предметом регулярной внутренней проверки и оценки с учетом состояния и важности прове ряемой деятельности. Руководство организации должно разработать и реализовать соответствующую программу проведения проверок.
5.4.2. Программа проведения проверок
Программа проведения проверок должна включать:
а) планирование и составление графика проверки конкретных видов деятельности и направлений;
b) выделение персонала с соответствующей квалификацией для проведения проверок;
с) документированные процедуры проведения проверок, включая регистрацию полученных данных, составление отчета по результатам проверки качества и принятие решения относительно своевременного проведения корректирующих воздействий для исправления недостатков, обнаруженных в ходе проверки.
Помимо плановых и систематических проверок нео бходимость проведения проверок может быть вызвана изменением организационной структуры, информацией, полученной от потребителей, отчетами о несоответствиях и опросами.
5.4.3. Масштабы проверок
Объективная оценка деятельности в рамк ах системы качества, проводимая компетентным персоналом, должна включать проверку следующих видов деятельности или направлений:
а) организационные структуры;
b) административные, рабочие процедуры и процедуры системы качества;
с) персонал, обору дование и материальные ресурсы;
d) рабочи е участки, операции и процессы;
е) выпускаемая продукция (с целью определения степени