14
4) внешние затраты, являющиеся следствием дефектов — затраты после поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, техническое обслуживание и ремонт продукции, гарантии и возвраты, прямые затраты и скидки, затраты, связанные с изъятием продукции, издержки, связанные с несением юридической ответств енности за качество продукции).
b) Метод калькуляции затрат, связанных с процессами
Данный метод используют для анализа стоимости соответствия и стоимости несоответствия любого процесса, что яв ляется источником экономии средств. Эти понятия определяют следующим образом:
1) стоимость соответствия — затраты с целью удовлетворения всех запросов потребителей при безотказности существующего процесса;
2) стоимость несоответствия — затраты вследствие нарушения существующего процесса.
с) Метод определения потерь вследствие низкого качества
Основное внимание уделяется внутренним и вн ешним потерям вследствие низкого кач ества и определению материальных и нематериальных потерь. Примером внешних и нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются следствием снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.п. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.
6.3. Отчетность
Финансовые отчеты о деятельности по управлению качеством регулярно представляют руководству для проверки и увязки с другими экономическими показателями, такими как "объем сбыта", "оборачиваемость товарных запасов" или "добавленная стоимость" с целью:
— оценки соответствия и эффективности системы качества;
— выявления дополнительных областей, требующих вниман ия и совершенствования;
— установления целей улучш ения качества и сокращения затрат на последующий период.
Элементы финансовой отчетности о состоянии кач ества, как правило, уже существуют в организации, но в другой форме. Представление их в виде финансового отчета о состоянии качества может потребовать перегруппировки отдельных элементов, взятых из других отчетов.
7. КАЧЕСТВО В РАМКАХ МАРКЕТИНГА
7.1. Требован ия к маркетингу
Отдел маркетинга имеет большое значение в установлении определенных и документированных требований к качеству продукции. На этом этапе жизненного цикла продукции важно рассмотреть требования ко всем моментам предлагаемой продукции в целом, будь то технические средства, программные средства, перерабатываемые мат ериалы или услуги. Все виды продукции содержат тот или иной элемент услуги, а основные виды можно классифицировать по нескольким родовым категориям. Отдел маркетинга должен:
а) определять потребность в продукции;
b) определять рыночный спрос и сектор рынка, поскольку это важно для определения сортности, количества, цены и сроков выпуска продукции;