13
а) стимулированию и сохранению стиля руководства, способствующего обеспечению качества;
b) обеспечению ценностей, мировоззрений и поведения, содействующих улучшению качества;
с) установлению ч етких целей улучшения качества;
d) стимулированию эффективного обмена информ ацией и коллективных действий;
е) признанию успехов и достижений;
f) обучению и подготовке кадров для реализации мер по улучшению качества.
Примечание 20. Доп олнител ьная информация приведена в ИСО 9004—4.
6. ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМ КАЧЕСТВ А
6.1 . Общие положения
Важное значение имеет оценка эффективности системы качества с финансовой точки зрения. Эффективная система качества может сильно влиять на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что приводит к сокращению потерь вследствие ошибок, и более полного удовлетворения требований потребителей.
Такая система оценивания и отчетности может стать средством выявления неэффективных видов деятельности и реализации внутренних мер по улучшению качества.
Финансовые отчеты помогают руководству получать результаты деятельности всех подразделений на общедоступном языке делового общения.
6.2. Методы финансовой отчетности
6.2.1. Общие положения
Некоторые организации считают целесообразным доклады вать о состоянии качества, используя процедуры систематической финансовой отчетности.
Выбор и применение методов финансовой отчет ности конкрет ными организациями зависят от индивидуаль ной структуры, выполняемой ими деятельности и уровня развития их систем качества.
6.2.2. Методы
Существуют различные методы сбора, представлен ия и анализа элементов финансовой информации. Приведенные методы не исключают применения других методов или их усовершенство вания или сочетания.
а) Метод калькуляции затрат на качество
Этим метод ом определяют затраты на качество, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности и внешних работ.
Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируют на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика, оценивание, дефекты).
Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты считаются убытками. К составляющим затрат относят:
1) профилактику — деятельность по предотвращению дефектов;
2) оценивание — испытания, контроль и обследования для оценки выполнения требований к качеству;
3) внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов — затраты до поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак);