3
ВВЕДЕНИЕ
0.1 Общие положен ия
Настоящий стандарт, также как и стандарты серии ИСО 9 000, носит общий характер и не зависит от конкретной отрасли промышленности и экономики. Вместе взятые они содержат руководящие указания по управлению качеством и моделям об еспечения качества.
Международные стандарты серии ИСО 9000 содержат описание элементов системы качества. Конкретная организация должна р еализовать эти элементы в зависимости от продукции, процессов и индивидуального подхода.
Основной задачей любой организации является об есп еч ение качества выпускаемой продукции (см. определение по нятия "продукция", приведенное в 3.5, которое включает и услуги).
Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:
а) отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначения;
b) удовлетворяет требованиям потребителя;
с) соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
d) отвечает требованиям общества (см.З.З);
е) учитывает требования охраны окружающей среды;
f) предлагается потребител ю по конкурентоспособным ценам;
g) является экономически выгодной.
0.2 Цели организации
Для достижения поставленных целей организация должна держать под контролем все технические, администра тивные и человеческие факторы, влияющие на качество выпускаемой продукции, будь то технические средства, программные средства, п ерерабатываемые материалы или услуги. Такой контроль напра влен на сокр ащение, устранение и, что наиболее важно, предотвращение несоот ветстви й установленных требований.
Разработка и внедрение системы качества должны осуществляться для достижения целей, определенных политикой организации и области качества.
Значимость каждого элемента (или требования) в рамках сис темы качества зависит от вида деятельности и вида выпускаемой продукции. Для обеспечения максимальной эффективности и удовл ет ворения требований потребителя важно, чтобы система кач ества соотве тствовала конкретному виду деятельности или предлагаемой продукции.
0.3 Удовлетворение зап росов и требований потребит ел я (организации)
Сист ема качества охватывает два взаимосвязанных аспекта:
а) За просы и ожидания потребителя
Потребитель должен быть увер ен в способности организаци и поставлять продук цию требуемого качества и постоянно поддерживать достигнуты й уровень качества.
b) За пр осы и инт ересы организации
Для органи зации необход имо с экономич еско й точки зрения достигать и поддерживать требуемый уро вень кач ества при оптимальных затра тах. Выполнение этой задачи связано с эффекти вным использованием техн ических, человеческих и материальных р есурсов.
Ка жды й из у помянутых ас пектов сист емы качества требует предоставления объективной информац ии и да нных, касающихся качества системы и качест ва продукц ии организации.
0 .4 Выгоды, затраты и риск