28
на ремонт, переделку или отбраковку. Отремонтированная, переделанная и( или) модифицированная продукция подлежит повторному контролю или повторным испытаниям.
Может потребоваться возврат готовой продукции, которая находится на складе, на пути к распределительным организациям или уже в эксплуатации (см. 11.2). Решения о возврате определяются соображениями безопасности, юридической ответственности за качество продукции и удовлет ворения требований потребителя.
14.7. Предупреждение повторного возни кновен ия несоответствий
Во избежание повторного возникновения несоответствий следует пр инимать соответствующие меры (15.5 и 15.6).
15. КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
15.1. Общ ие положен ия
Для проведения корректирующих действий выявляют проблему качества и принимают меры по устранению или уменьшению случаев повторного возн икновения таких проблем. Корректирующие действия также предполагают ремонт, переделку, возврат или отбраковку продукции неудовлетворительного качества. Потребность в проведении действий для устранения причины несоответствий может определяться, например:
а) аудиторскими проверками (внутренними и( ил и ) внешними);
b) отчетами о несоответствии технологического процесса;
с) провер ками, проводимыми руководством;
d) информа цией об эксплуатации продукции;
е) рекламациями потребителей.
Конкретные меры по устранению причин существующих либо потенциальных несоответствий приведен о в 15.2 — 15.8.
15.2. Р аспределение ответственности
Ответственность и полномочия, связанные с проведением корректирующих действий, должны рассматриваться как часть системы качества. В рамках организации должны быть назначены ответственные за координацию, регистрацию и контроль корректирующих действий, относящихся ко всем аспектам системы качества. Анализ и выполнение работ могут предусматривать участие различных подразделений, занимающихся проектированием, материально-техническим снабжением, организацией производства, изготовлением и управлением качества.
15.3. Оценка знач имост и
Значимость проблемы, влияющей на качество, оценивают с точки зрения ее потенциального влияния на издержки переработки сырья и изготовление, затраты на качество, эксплуатационные характеристики, надежность, безопасность и удовлетворение требований потребителя.
15.4. Исследование возможных причин
Необходимо установить параметры, влияющие на процесс и взаимосвязь между причиной и следствием с учетом всех возможных причин. Результаты исследования должны регистрироваться.
15.5. Анализ проблемы
При анализе проблемы в области качества следует определить ее первопричину или причины до планирования корректирующего действия. Поскольку зачастую первопричина не представляется очев идной, требуется провести тщательный анализ технических требований к продукции и всех соответствующих процессов, операций, зарегистрированных данных о качестве, отчетов об обслуживании и рекламаций заказчиков. При анализе проблем могут использоваться