ГОСТ Р ИСО 9241-910—2015
Примечание 2 — При взаимодействии с тактильными.’осязательными устройствами могут быть
использованы различные сочетания этих осязательных компонентов в разных точхах соприкосновения.
Примечание 3 — В приложении С приведены сведения по физиологии осязания человека.
4 Общие сведения об осязании человека
4.1 Значение осязания
Осязание имеет большое значение в жизни человека. Например, когда человек ищет объект в
кармане или сумке, не используя зрение, ему помогает осязание. Затем он идентифицирует объект,
который хотел найти, захватывает его с подходящей силой и вынимает. Все эти действия основаны на
осязании. Это чувство позволяет идентифицировать привычные объекты достаточно эффективно,
почти безошибочно различать объекты в течение нескольких секунд, особенно, когда существуют
некоторые предположения о вариантах.
Пальпируя поверхность тела, врач может получить информацию о состоянии органов под кожей
и жировыми прослойками, которую он не может получить визуально.
Используя осязание, чоловек также может осуществлять удаленное прикосновение, когда
находящийся на удалении объект исследуют (далее — зондируют) с помощью специального
инструмента или устройства. Например, человек со слабым зрением может использовать трость для
определения свойств поверхности земли.
Руки, в частности, имеют огромное значение в биологическом и культурном развитии людей,
участвуя в их контакте со средой. Человек использует как для восприятия окружающих объектов, так и
для действия при постоянном взаимодействии с окружающей средой. Рука имеет высокую
способность приспосабливаться к выполнению различных задач манипулирования, от работы с очень
мелкими объектами, требующими высокой точности, до работы с крупными объектами, когда
необходимо прилагать большие усилия. Человек производит такие действия, всегда руководствуясь
тактильной обратной связью.
Однако в компьютерных приложениях осязание является новым способом взаимодействия по
сравнению со зрительным и звуковым взаимодействием и относительно ограничено. Современные
тактильные/осязательные устройства нуждаются в большем развитии прежде, чем они смогут
полностью использовать возможности осязания.
Прикосновение также часто используют для подтверждения информации об окружающей
действительности.
4.2 Осязание и зрение
4.2.1 Сходство и различия
Осязание имеет много общих свойств со зрением. Оно может быть использовано для поиска
объектов, расположенных на небольшом расстоянии от наблюдателя (на расстоянии вытянутой руки,
если не использован вспомогательный инструмент), чтобы найти край, разделяющий поверхности, и
воспринимать размер и форму объектов (не слишком больших, чтобы их можно было обследовать).
Восприятие текстуры через осязание не только сопоставимо с восприятием с помощью зрения, но и во
многих случаях превосходит его.
В некоторых задачах, осязание значительно менее эффективно, чем зрение, вплоть до
невозможности выполнения задачи. Например, его невозможно использовать для обзора места
действия, восприятия трехмерного пространства за пределами досягаемости рук. цвета и
обнаружения границы на двухмерном изображении без тиснения.
В других задачах, осязание превосходит зрение. С помощью осязания человек может
непосредственно судить о весе объектов, а также определять их твердость и температуру. Зрение
может в какой-то степени воспринимать такие свойства объекта, но только при наблюдении за
действиями другого человека.
4.2.2 Соотношение зрительного и осязательного пространства
В реальном мире объекты осязательно и зрительно воспринимаются так. что они занимают
одно и то же пространство. В виртуальном мире это не обязательно так. Визуальный объект может
быть расположен на экране, в то время как тактильный/осязательный объект может быть расположен
в другом месте, например, на стороне клавиатуры (тактильное/осязательное устройство). Было
доказано, что для целенаведения и для восприятия формы совпадение мест локализации
объектов дает некоторое преимущество. В некоторых исследованиях установлено, что
выполнение таких задач, как поиск рычагов управления и восстановление утраченного
контакта с виртуальными объектами, происходят намного легче при условии совпадения их
осязательного и зрительного расположения.
4