ГОСТ Р ИСО 9241-910—2015
реальной, так и виртуальной наждачной бумаги была исследована иглой, выводы были очень схожи.
Однако иногда возникают проблемы с реалистичной передачей сложных для осязания текстур.
4.11 Количествоиразмерконтактныхповерхностейвтактильных/осязательных
устройствах
При естественном функционировании руки, несколько контактных поверхностей, как правило,
это кончики нескольких пальцев, одновременно находятся на поверхности исследуемого объекта. Во
многих современных осязательных дисплеях количество контактов невелико и в большинстве
случаевограничиваетсяоднимконтактом. Виртуальная контактнаяповерхность тоже,за
исключением немногочисленных устройств, представлена только одной точкой. Такие контактные
моделирующие устройства не достаточно реалистично моделируют осязательное пространство.
При использовании только одной зоны контакта невозможно получить одновременно
информацию из нескольких контактных зон; доступна только последовательная информация.
Использование только одного пальца означает, что исследовательская процедура охватывания
не может быть использована.
Примечание — Охватывание — важная исследовательская процедура по восприятию формы объекта в
целом, при которой объект охватывают несколько пальцев.
Врезультатеисследованийвосприятия доказано,чтоотсутствиепространственно-
распределенной информации по точкам контакта более существенно, чем фактическое количество
точек контакта.
4.12 Выводы
Несмотря на то. что чувство осязания не может обеспечить мгновенный обзор пространства, а
исследуемые расстояния не могут превышать расстояния вытянутой руки, оно имеет высокую
эффективность, предоставляя информацию об объектах и событиях в ближайшем пространстве.
Руки могут очень четко выполнять многие задачи в реальном окружении. Они позволяют определять
геометрические и физические свойства поверхности с помощью исследовательских процедур. Они
могут определить вес и форму, перемещая объект и воспринимая поступательное и вращательное
движение (как при определении количества жидкости во встряхиваемом контейнере).
При представлении объектов и событий для осязательного восприятия, важно учитывать
особые свойства осязательных чувств. Устройства и программное обеспечение, имеющиеся в
настоящее время, обеспечивают хорошее аналоговое моделирование, что позволяет осуществить
частичное отображение осязательных чувств. С другой стороны, они ограничивают способы, с
помощью которых пользователь может осязательно воспринимать окружающую обстановку. В
будущем устройства смогут использовать больше возможностей осязательного восприятия
доступных человеку-оператору.
5 Использование тактильных/осязательных взаимодействий
5.1 Общие положения
Тактильные и осязательные устройства могут быть использованы во многих различных
ситуациях и для решения многих различных задач. Для некоторых задач они могут быть заменены
другими устройствами, для других — могут быть использованы совместно с другими устройствами,
для остальных задач природа данного типа обратной связи означает, что эти устройства являются
наиболее эффективными.
Благодаря своим компактным размерам и минимальным требованиям к питанию, тактильные
дисплеи предлагают доступные средства обеспечения доступа к данным посредством осязания.
Тактильные дисплеи часто достаточно малы, что позволяет устанавливать их на другие
интерактивные устройства, такие как мышь, клавиатура или игровой контроллер, или на портативные
устройства, такие как мобильный телефон и карманный персональный компьютер (или даже на
тактильные/осязательные устройства, обеспечивающие обратную связь по усилию). Тактильная
информация широко используется в видеоиграх как недорогой способ предоставления сенсорной
обратной связи посредством игровых джойстиков. Тактильные ощущения крайне важны для
успешной манипуляции предметами, обнаружения границ и восприятия текстуры. Их также
используют для более выразительных и качественных взаимодействий, таких как невизуальные
коммуникации (например, похлопывание по плечу или поглаживание руки), и для восприятия качества
продукции.
Тактильные/осязательные устройства, обеспечивающие обратную связь по усилию, как
правило, намного крупнее, чем просто тактильные и требуют больших энергозатрат для
формирования больших усилий. Поэтому они. как правило, стационарные. Они чаще ориентированы
7