ГОСТ Р ИСО 9241-910—2015
с)Логическоепространствообеспечиваетконцептуальноепониманиетого,как
пользователь взаимодействует с объектами и информацией. Логическое пространство создают
используемые для этого приложения. Оно содержит структурированную информацию, связи между
объектами (например, линейные, иерархические или сетевые) и методы взаимодействия. Логическое
пространство не зависит от модальности представления информации пользователю. Связи имеют
большое значение при разработке логического пространства.
Совмещение логического, физического и временного пространства может быть ограничено
необходимостью соблюдения баланса между исследованием и представлением.
Примечание — Проектирование взаимодействий с видеодисппеями включает в себя компоновку
элементов интерфейса пользователя в ограниченном двумерном пространстве. Из-за ограничений этого
пространства при проектировании стараются фокусироваться на визуальных аспектах этой компоновки, мало
учитывая действия пользователя, необходимые для работы с элементами интерфейса пользователя, которые
находятся в этом пространстве. Проектирование тактильных/осязательных взаимодействий может включать в
себякомпоновкутактильных/осязательныхэлементовинтерфейсапользователявпотенциально
неограниченном трехмерном пространстве. Это подразумевает также проектирование действий пользователя и
реакций на них в этом пространстве.
6.2.2 Проектирование логического пространства
6.2.2.1 Логическое пространство не должно зависеть от модальности.
6.2.2.2 Проектирование логического пространства должно представлять и четко отражать
взаимосвязи различной информации.
6.2.3 Проектирование физического пространства
6.2.3.1При проектировании взаимосвязей в физическом пространстве рекомендуется
руководствоваться требованиями эргономики с учетом пространственной ориентации и направления
движения, в соответствии с ИСО 1503.
6.2.3.2 При определении размеров и содержимого физического пространства, где происходят
тактильные/осязательныевзаимодействия.рекомендуетсяпредусматриватьвозможность
пользователя действовать и реагировать в этом пространстве.
Примечание— Упомянутые руководства по эргономике включают в себя ИСО 9241—5. который
устанавливает требования к расположению автоматизированного рабочего места и требования к позе,
ИС011064—4, который устанавливает требования к расположению и размерам рабочих станций для
использования в залах управления, и ЕН 894—4. который устанавливает требования к эргономичности и
безопасности мест расположения и компоновки дисплеев и управляющих приводов.
6.3Адресуемостьиразрешающаяспособностьпритактильном/осязательном
взаимодействии
6.3.1Общие положения
При проектировании тактильных/осязательных взаимодействий рекомендуется учитывать
адресуемость и разрешающую способность.
Важное свойство тактильной/осязательной сенсорной системы состоит в том. что информация
может быть передана в обоих направлениях: информационный поток от устройства к пользователю, а
также информационный поток от пользователя к устройству.
С точки зрения системы и пользователь, и устройство имеют присущие им адресуемость
вывода и разрешающую способность ввода.
Пример — Тактильный дисплей передает раздражители на кончики пальцев с помощью
прямоугольной матрицы штырьков; разрешение и размеры матрицы определяет конструкция
устройства.
У каждого потока информации существует адресуемость отправителя и разрешающая
способность приемника. Например, в случае устройства, которое обеспечивает обратную связь по
усилию, устройство формирует усилие с конкретной адресуемостью, а пользователь воспринимает
это усилие с определенной разрешающей способностью. В то же время пользователь перемещается в
положение с определенной адресуемостью и устройство воспринимает это с конкретной
разрешающей способностью.
Адресуемостьиразрешающаяспособностьприсущивсемпараметрам
тактильного/осязательного взаимодействия, в том числе изменениям сигналов во времени.
Как и в случае любых других средств отображения, ощущения, вызванные отдельными точками
данных, могут быть, и являются, интегрированными в концептуальный образ, например, поверхность.
13