ГОСТ Р ИСО 9241-910—2015
В меньшем масштабе тактильные/осязательные устройства могут быть использованы
совместно со сканирующими зондовыми микроскопами, что позволяет «почувствовать» атомы,
формирующие поверхность кристалла.
5.6 Медицина
Инструменты, основанные на виртуальной реальности, стали обычной практикой в обучении
медицине. Тренажеры позволяют студентам отрабатывать навыки прежде, чем опробовать их на
реальных больных. Они могут также отрабатывать редкие и уникальные процедуры, и это дает много
преимуществ с точки зрения безопасности. Врачи тоже могут планировать и отрабатывать особенно
сложные задачи прежде, чем перейти
визуальную обратную связь, упускают
к пациентам. Тренажеры, которые обеспечивают только
множество наиболее важных составляющих проведения
обследования или операции, в то время как осязание может быть использовано для получения
тактильных навыков безопасным способом.
Для малоинвазивной хирургии, являющейся очень сложной для освоения, устройства на основе
осязания могут быть очень полезны. Длинные гибкие инструменты вводят через небольшие разрезы
на теле пациента. Хирурги видят то. что они делают, через маленькие видеокамеры, вставленные
вместе синструментами. Эндоскопические инструменты ухудшают восприятие хирургов по
сравнению с открытой операцией, но прикосновение крайне важно для идентификации окружающих
тканей, кровеносных сосудов, отклонений и приложения оптимальных усилий при манипуляции с
тканями.Совместноеиспользованиеинструментовмалоинвазивнойхирургиис
тактильными/осязательными устройствами и сложными графическими моделямипозволяет
проводить очень реалистичное обучение. Хирурги могут отрабатывать управление инструментами в
отсутствие пациента, определять какие усилия необходимо применять, и таким образом, могут
приобрести необходимые сенсорно-двигательные навыки. Может быть сделана запись виртуальной
операции, которую затем можно воспроизвести для дальнейшего анализа. Все это может быть
сделано в процессе обучения без какого-либо вреда для пациентов.
В области ветеринарии исследователи разработали тренажеры для обучения пальпации и
диагностики беременности лошадей и коров с помощью обратной связи по усилию. У этих животных
диагностика беременности осуществляется путем внутреннего обследования исключительно через
прикосновение. Это представляет трудности в процессе обучения и для студентов, и для
преподавателей; студенты не могут видеть, что они делают, а преподаватели не могут с
уверенностью сказать, правильно ли студенты выполняют пальпацию. Ошибка может иметь
серьезные последствия для животного. Тренажеры позволяют студентам чувствовать яичники
животного, чтобы изучить, что нужно нащупать и с какой силой нажимать. Они также позволяют
студентам усвоить ключевые ориентиры в теле животного с тем. чтобы определять правильные
места пальпации.
Также осязание
людям восстановить
используют пациенты. Тактильные/осязательные
навыки контроля и движений после инсульта.
устройства могут помочь
Тактильные/осязательные
устройства могут сначала помочь пациентам заново учиться двигаться, прикрепив эластичные тяги на
руки при перемещении руки. т.е. чтобы помочь пациенту восстановить контроль и точность движений.
По мере того, как пациент становится сильнее, устройство может увеличивать сопротивление для
восстановления мышечной силы.
5.7 Игровая индустрия
Технологию осязательных взаимодействий широко используют в интерфейсах игровых
приложений. Массовый маркетинг компьютерных игр привел к появлению на рынке различных типов
тактильных/осязательных устройств, многие из которых могут быть использованы не только для игр.
Технология осязательных взаимодействий находит свое применение в компьютерных играх. И в
азартных играх, и в виртуальных приключенческих играх осязание добавляет новый аспект
реалистичности переживаний пользователя.
Типичная игра с использованием осязательных элементов управления — это симулятор
управления автомобилем. Таким элементом может быть руль, а также педали акселератора и
тормоза. Неровности и профиль дороги могут быть переданы пользователю через руки, ноги или все
тело. Такое взаимодействие также связано с использованием больших экранов и кресел, оснащенных
двигателями. Поскольку амплитуда перемещения у такого устройства невелика, основным способом
передачи являются ускорения и толчки. Степень контроля пользователя над игрой, например, при
управлении виртуальным автомобилем — вопрос разработки и сложности.
В азартных играх взаимодействие пользователя может быть расширено за счет использования
тактильной панели, где каждая кнопка связана с особым режимом вибрации. Одна кнопка может быть
воспринимаема как мягкая пружина, другая может выдавать последовательность колебаний
различных частот, и третья кнопка может имитировать бросок пары костей.
10