ГОСТ Р ИСО 9241-910—2015
получения реакции рецептора и формирования нервного импульса, вызывающего ощущение у
наблюдателя, называют абсолютным порогом. Воздействовать на кожу могут многие физические
явления — от легкого прикосновения кисточкой до давления острием, ребром, углом или
искривленной поверхностью. Они могут вызвать смещение, растяжение или
требуют разное количество энергии для того, чтобы их почувствовать.
вибрацию кожи и
Обнаружено, что
пространственная точность восприятия кожей составляет около 1 мм. В целом, осязание не
настолько эффективно для различения объектов в пространстве, как зрение, но эффективнее, чем
слух. Что же касается различения событий во времени, то осязание в этом случае эффективнее, чем
зрение, но менее эффективно, чем слух.
Кожа — это обширный орган чувств. Различные области кожи отличаются по чувствительности.
Кончики пальцев являются одними из наиболее чувствительных участков кожи и лучше всего
подходят для исследования окружающей среды. Губы и рот также очень чувствительны. Эта особая
чувствительность была использована в создании тактильного/осязательного устройства, которое
размещают во рту. Менее чувствительные части тела, такие как живот и спина, также использовались в
качестве мест для расположения тактильныхУосяэательных устройств, но пространственное
разрешение в этих местах гораздо ниже, чем в руках и во рту.
Важно учитывать возраст потенциальных пользователей тактильных/осяэательных устройств,
так как с возрастом происходит значительное снижение осязательной чувствительности.
4.7 Минимальное различие, необходимое для восприятия
Минимальное различие силы двух воздействий, при котором наблюдатель воспринимает их как
различные, называют дифференциальным порогом или «едва заметной разницей».
Пример 1— Для обнаружения разницы в направлении действия двух сил она должна составлять
не менее 33
Пример 2 — При сравнении упругости объектов путем их сжимания, сила сопротивления одного
из них должна быть примерно на 7 % больше, чем другого.
4.8 Восприятие геометрических свойств объектов
Свойства объекта разделяют на геометрические свойства и свойства материала. Размер и
форма представляют собой геометрические свойства, обычно используемые для идентификации
объектов. В реальном мире для получения этой информации используют исследовательские
процедуры охватывания и следования контура. Эти процедуры не всегда доступны при
использовании существующих осязательных дисплеев. Восприятие формы с такими дисплеями
возможно, но это менее эффективно и требует больше времени, чем в реальном мире. Одной из
основных причин этого является то, что большинство тактильных/осязательных устройств
обеспечивает единственную точку контакта.
4.9 Восприятие веса
Осязательное восприятие веса изучали еще в XIX веке. В таких исследованиях недавно
появилось новое направление — рассмотрение того, как люди судят о весе на основании действий с
объектом. Раздражителем в данном случае является противодействие крутящему моменту,
воспринимаемое осязательной системой. Такие свойства, как длину стержня или форму объекта,
можно оценить, манипулируя стержнем или объектом. Количество жидкости в непрозрачном
контейнере можно осязательно оценить, только встряхнув контейнер.
4.10 Восприятие свойств материала
Поверхность предмета может иметь много свойств. Она может изменяться от твердой до
мягкой, а также от гладкой до шероховатой. Последнее свойство называется текстурой и зависит от
микроструктуры поверхности — равномерных или неравномерных отклонений от идеально гладкой
поверхности. Это микроструктура, которую можно противопоставить макроструктуре, которая задает
форму объекта. Мягкий/твердый и гладкий/шероховатый — два основных показателя объектов в
ощущениях, воспринимаемых через осязание. Также существуют свойства «липкий/скользкий» в
зависимости от степени сопротивления поверхности при движении по ней. Были попытки отразить
тепловые свойства объекта, но они пока не очень успешны.
В реальном мире существуют сложные взаимодействия между осязанием, зрением и слухом
при восприятии текстуры. Иногда они дополняют друг друга, иногда они противоречат друг другу, а
иногда одно может преобладать над другими. Когда рассматривают мультисенсорное представление
объектов необходимо принимать во внимание совместное действие всех трех аспектов.
Текстуру, как правило, воспринимают при перемещении пальцев по исследуемой поверхности.
Но текстуру можно также воспринять другими способами, например, с помощью ручного инструмента
при существовании жесткой связи между кожей и поверхностью. Этот метод может быть полезен
в виртуальных средах для передачи текстуры.
В отличие от формы, о свойствах виртуальной поверхности сравнительно легко судить с
помощью осязания в обоих мирах — реальном и виртуальном. В эксперименте, где зернистость как
6