ГОСТ Р ИСО 9241-910—2015
Пример — Жесткость мягких предметов проверяют без контакта с поверхностью
исследуемого объекта, т. к. она становится неопределимой из-за отражения любой приложенной
силы, как в случае с резиновой эластичной лентой.
7.7.7 Создание и удаление
Рекомендуется.чтобысистемапозволяласоздаватьиудалятьобъектыв
тактильном/осязательном пространстве, если это соответствует задаче.
7.7.8 Изменения атрибутов
Рекомендуется,чтобысистемапозволялапользователюизменятьатрибуты
тактильных/осязательных объектов, если это соответствует требованиям задачи.
Пример — Пользователи имеют возможность изменить текстуру объекта, в соответствии со
своими возможностями или предпочтениями.
8 Элементы тактильных/осязательных взаимодействий
8.1 Общие положения
Тактильные/осязательные элементы представляют собой программные блоки, которые могут
быть объединены для создания сложных форм тактильного/осязательного обмена информацией с
пользователем.
Тактильные/осязательные элементы включают в себя тактильные/осязательные эффекты и
свойства объектов. Тактильные/осязательные эффекты разделяют на функциональные и зависящие от
времени. В свойствах объектов выделяют общие свойства и свойства поверхности.
Прим ечание— Если осязательные эффекты происходят на частоте за пределами динамического
диапазона взаимодействия с пользователем, особенно если они происходят на границах такого частотного
диапазона, то осязательные эффекты являются однонаправленными и обеспечивают только передачу
информации пользователю.
8.2 Тактильные/осязательные эффекты
8.2.1 Общие положения
Тактильные/осязательные функциональные эффекты изменяют формируемую осязательную
обратную связь соразмерно реакции пользователя.
Примечание 1— Эффекты, основанные на кинестетическом восприятии, обычно являются
двунаправленными, тогда как тактильные эффекты, как правило, являются однонаправленными.
Примечание 2 — Поскольку тактильные эффекты являются только однонаправленными, тактильные
устройства часто называют тактильными дисплеями, подчеркивая способность только передавать информацию,
подобно акустическим или визуальным дисплеям.
Пример— При работе импедансных устройств (использующих управление сопротивлением)
функциональные эффекты изменяют усилия на выходе устройства, в зависимости от положения
зонда, например, чтобы имитировать эффект пружины.
8.2.2 Включение и отключение эффектов
Рекомендуется применять независимое включение и отключение всех тактильных/осязательных
функциональных эффектов, доступных для определенного тактильного/осязательного устройства.
При этом функциональные эффекты не должны влиять друг на друга.
8.2.3 Воктор силы
Вектор силы может быть добавлен к тактильной/осязательной обратной связи в текущем
положении зонда, независимо от текущей ориентации зонда.
Примечание — В отношении ориентации, если задействован одноточечный контакт, обычно не имеет
значения, использует ли пользователь наперсток на пальце или держит перо.
8.2.4 Силовое поле
Эффект силового поля добавляет вектор силы к тактильной/осязательной обратной связи,
который параметризуют в пространстве в зависимости от положения зонда.
Примечание — Координаты силового поля могут быть параметризованы в линейной или объемной
форме взависимости от рабочей области виртуального пространства.
18