ГОСТ Р ИСО 9241-910—2015
Пример 1— Гравитация — силовое поле, которое параметризуют в координатах трехмерного
пространства. Это силовое поле добавляет вектор силы с возрастающей по экспоненте величиной,
при перемещении зонда по отношению к определенной точке пространства.
Пример 2 — Магнитное поле — тип силового поля, которое параметризуют в виде силовых
линий в пространстве вокруг магнита.
8.2.5 Эффект пружины
Эффект пружины должен создавать силу, пропорциональную заданному коэффициенту и
расстоянию зонда до определенной точки.
8.2.6 Эффект демпфирования
Эффект демпфирования должен создавать силу, пропорциональную заданному коэффициенту
и скорости движения зонда.
8.2.7 Эффект массы
Эффект массы должен создавать силу, пропорциональную заданному коэффициенту и
ускорению движения зонда.
8.2.8 Температурное поле
Температурное поле характеризует определенную температуру тактильной/осязательной
обратной связи в зависимости от положения зонда в виртуальном пространстве.
Примечание — При проектировании функционального эффекта в виде температурного поля должна
быть учтена невысокая пропускная способностьобычных температурных дисплеев.
8.3 Тактильные/осязательныо свойства объекта
8.3.1 Свойства объекта
Для объекта могут быть заданы тактильные/осязательные свойства.
Примечание — Осязательные свойства объекта в некотором отношении сходны по терминологии и
применению с визуальным представлением обьекта. особенно в отношении геометрических свойств, таких как
положение, размер и форма. В других отношениях, таких как вес. температура и свойства материала
(мягкий/твердый. гладкий/шероховатый). осязание обеспечивает поступление сведений, получение которых не
доступно через зрение или слух.
8.3.2 Общие свойства объекта
8.3.2.1 Положение, форма и размер
Чтобы дифференцировать тактильные/осязательные объекты могут быть использованы такие
их характеристики, как положение, форма и размер.
8.3.2.2 Жесткость
Жесткость характеризуется осязательным откликом на взаимодействие с объектом с силой,
перпендикулярной поверхности этого объекта.
Примечание 1— Оп<лик может быть линейным с коэффициентом пропорциональным глубине
проникновения зонда в объект. Глубина может быть вычислена как расстояние между точкой начала
соприкосновения зонда и объекта и конечным положением зонда в виртуальном объекте. Она также может быть
рассчитана путем интерполяции положения зонда к ближайшей поверхности объекта.
Примечание 2 — Иногда используют вспомогательный виртуальный объект. Этот объект располагают
в точке первоначального контакта, таким образом, что глубина проникновения может быть рассчитана как
расстояние между этим объектом и фактическим положением зонда. Поскольку зонд движется внутри
исследуемого виртуального объекта, вспомогательный виртуальный объект может перемещаться по
недеформированной поверхности исследуемого объекта.
Примечание 3 — На получаемую в итоге оценку жесткости может влиять механическое трение, частота
осязательной обратной связи, инерция, механическая жесткость и пространственное разрешение.
8.3.3 Свойства поверхности
8.3.3.1 Общие положения
Поверхность тактильного/осязательного объекта может быть передана с использованием
различных свойств. Для передачи наиболее реалистичных ощущений виртуальных объектов могут
быть реализованы все нижеперечисленные свойства.
8.3.3.2 Поверхность трения
Разным тактильным осязательным элементам может соответствовать разная сила трения. Сила
трения может быть смоделирована различными средствами.
19