ГОСТ Р ИСО 9241-910—2015
тогда некоторым образцом последовательности вибрационных толчков может быть закодирована информация с
выраженной направленностью.
А.5 РВ-дисплеи
РВ-дисплеи (pin-based ) возникли в приложениях с алфавитом Брайля. Тактильные элементы (штырьки),
которые использованы в этих видах дисплеев, расположены перпендикулярно поверхности кожи. Как правило,
каждый штырек подключен к приводу, который действует на основе одного конкретного физического принципа,
например, теплового, электромагнитного, электродинамического, электро-статического. пьезоэлектрического,
сверхзвукового, пневматического или гидравлического. Привод способен изменять высоту штырька в
зависимости от управляющего сигнала. Обычно изменение дискретное, имеющее два оцифрованных состояния
(поднят или опущен), но также может быть непрерывным для кодирования дополнительной информации. Как
правило. РВ-дисплеи состоят из комплектов плотно установленных приводов для создания большой площади
осязательного взаимодействия (см. рисунок А.З).
П р и м е ч а н и е — Вопрос о реальной разрешающей способности РВ-дисплеев в зависимости от
расстояния между штырьками является предметом интенсивного обсуждения и окончательно еще не решен.
Кроме того, сочетание ощущения сдвига и тот факт, что пользователи могут быть очень хорошо обучены
восприятию штырьков, по-прежнему создает трудности для определения детерминированных критериев
проектирования.
Рисунок А.З — Дисплей Брайля (РВ-дисплвй) как часть клавиатуры компьютера
Существует два возможных типа конструкции тактильных устройств, различаемых по способу
перемещения и информации, передаваемой пользователю. Устройства первого типа отображают информацию с
временной зависимостью. В устройствах этого типа для считывания информации палец пользователя
перемещается относительно поверхности устройства. В другом типе устройств палец опирается на тактильный
элемент, который является частью подвижного устройства, считывающего распределенную информацию за счет
передвижения. Примером последнего варианта является тактильный дисплей, встроенный в компьютерную
мышь (см. рисунок А.4). Матрица штырьков у мыши имеет более высокое разрешение, чем в дисплее Брайля, и
гложет быть использована для представления других форм информации, таких как иконки, диаграммы или карты.
Рисунок А.4 — Тактильная мышь
А.6 Сдвиговые дисплеи
Сдвиговые дисплеи — это устройства, которые производят сдвиг прилегающих участков кожи.
Использование сдвига вызвано тем. что восприятие отдельных поднятых штырьков РВ-дисплеев улучшается,
если возможно движение штырьком по поверхности кожи. Сдвиг кожи является очень важным фактором
повседневной жизни для надежного захвата и удержания объектов.
Сочетание сдвига с отклонением от вертикального положения приводит к увеличению чувствительности.
Существует несколько технических реализаций сдвиговых дисплеев, в том числе вращающиеся барабаны
поверх вибрационных пьезоэлектрических дисков и поверхностные волны. Ощущение сдвига гложет также
использоваться для создания ощущений, подобных тем. которые возникают при работе с РВ-дисплеями.
А.7 Вибрирующие жилеты и пояса
В случае, когда необходимо задействовать части тела с далеко удаленными друг от друга точками
контакта, для передачи пространственно-распределенной тактильной информации возможно использование
" Pin-based — основанные на массиве штырьков.
33