ГОСТ Р 53647.9—2013
2.10 инициирование (invocation): Заявление о приведении в исполнение планов ответных дей
ствий и/ или способностей организации (в рамках менеджмента кризисов, инцидентов, непрерывности
бизнеса, менеджмента в чрезвычайных условиях или др. или их сочетания).
2.11 менеджмент проблем (issues management): Предвидение и оценка тенденций и потенци
альных изменений в деловой среде организации, которые влекут за собой перспективное планирова
ние рассмотрения возможностей и угроз и быстрое реагирование на проблемы, угрожающие репута
ции и отношениям с причастными сторонами.
2.12 осведомленность о ситуации (situational awareness): Процесс восприятия, понимания,
интерпретации и оценки того, что происходит в кризисе, вместе со способностью устанавливать и мо
делировать предвидимые перспективные развития
2.13 высшее руководство (top management): лицо или группа лиц. руководящая организацией
и контролирующая ее на высшем уровне
3. Понимание кризисов
3.1 Что такое кризис?
В контексте настоящего стандарта кризисом является: по своей природе ненормальная, неста
бильная и сложная ситуация, представляющая угрозу стратегическим целям, репутации или суще
ствованию организации.
Данное определение охватывает ряд важных элементов кризиса, включая ненормальность,
крайность и необычность. Оно служит для различения кризиса от инцидента по масштабу, предпола
гая, что кризисы сложнее поддаются управлению, имеют более глубокие последствия, а требуемые
ответные действия потенциально нестандартные.
Это верно, но можно достигнуть более тонкого понимания путем введения двух «измерений»:
a) степень имеющейся «структуры»;
b
) степень имеющейся сложности.
3.2 Отношения между инцидентами и кризисами: структура и сложность
Считается, что инциденты обладают «структурой», поскольку они вызываются рисками, кото
рые можно идентифицировать и оценить, и вполне предсказуемо проявляют себя.
Как и большинство рисков, касающихся планирования менеджмента непрерывности бизнеса
(далее - МНБ), даже самые трудные и серьезные инциденты допускают предварительно подготов
ленные ответные действия. В таких случаях стратегический менеджмент, вероятнее всего, будет иг
рать роль обеспечения того, что план МНБ работает, обеспечен ресурсами и продолжает поддержи
вать цели организации, которые могли измениться с момента начала инцидента.
С другой стороны, кризисы зачастую вызываются неустановленными рисками или. по крайней
мере, рисками, чей масштаб и интенсивность не были определены.
Кризисы могут также вызываться непредвиденным сочетанием взаимозависимых рисков. Их
развитие непредсказуемо. И ответ на них обычно требует креативных - в отличие от заранее подго
товленных - решений.
Утверждается, что маловероятна эффективность заранее подготовленных решений (созданных
для борьбы с более предсказуемыми и структурированными инцидентами) в сложных и плохо струк
турированных кризисах. Более того, они могут привести к обратным результатам. В связи с этим ме
неджмент в условиях кризиса должен быть способен решать проблемы, не поддающиеся управлению в
рамках методов МНБ. как бы хорошо они не были развиты.
Роль стратегического менеджмента усиливается во время кризиса. Она. вероятно, будет вклю
чать прямые вмешательства и решительное стратегическое лидерство в направлении, которое зара
нее невозможно предопределить. Она также может включать изменение позиции всей организации,
поэтому менеджмент в условиях кризиса должен осуществляться высшим руководством.
По большому счету, высшее руководство защищает, одобряет и поддерживает МНБ. но стре
мится внедрять, возглавлять и направлять менеджмент в условиях кризиса.
Рекомендации к 3.1 и 3.2
1. Должны признаваться основные различия между МНБ и менеджментом в условиях кризиса
согласно настоящему стандарту.
2. Планы, протоколы и процедуры, созданные под началом МНБ и менеджмента в условиях
кризиса, должны отражать эти различия и позволять выполнять надлежащие ответные действия.
3. Мероприятия по развитию и поддержанию готовности менеджмента в условиях кризиса
должны быть включены в процессы руководства организацией и стратегического анализа.
4. Разработанные процедуры должны позволять одновременное согласованное, единое и вза
имодополняющее функционирование менеджмента в условиях кризиса и МНБ.
2