ГОСТ Р 53647.9—2013
Введение
Настоящий стандарт главным образом предназначен для высшего руководства, играющего
роль в формировании, направлении и развитии готовности (способности) организации к менеджменту
в условиях кризиса. Он позволит им:
- определять и понимать проблемы и трудности менеджмента в условиях кризиса со стратеги
ческой точки зрения;
- оценивать их последствия для организации:
- принимать меры по улучшению готовности организации к менеджменту в условиях кризиса.
Однако настоящий стандарт будет полезен и для тех, кто занимается внедрением, поддержкой
и тестированием процедур, связанных с готовностью к менеджменту в условиях кризиса, и для тех, кто
действует под управлением высшего руководства и в рамках принятых ими руководящих принци пов
политики.
Основным принципом настоящего стандарта является то. что он дает возможность организаци
ям быть:
a) более осведомленными о потенциале и общем характере кризисов;
b
) способными лучше противостоять их воздействиям.
c) способными лучше восстанавливаться от данных воздействий;
d) способными лучше определять случаи, которые могут послужить полезным уроком, и учиться
на них.
Настоящий стандарт является практическим документом и ссылается на теоретические модели
и научную литературу только тогда, когда она имеет особую ценность и дает объяснения и примеры.
В стандарте отражено мнение, что должны быть сделаны различия между менеджментом в условиях
кризиса и другим менеджментом, даже при наличии совпадений, сходства и немногих отличий,
обу словленных временным акцентированием, приоритетом или срочностью. Отношения между
ними рассматриваются, чтобы дать представление о том. как деятельность менеджмента в
условиях кри зиса связана с деятельностью и процессами другого менеджмента.
Имеет значение терминология, поскольку является средством выражения и развития концеп
ций. Читатели увидят, что термины «инцидент» и «кризис» имеют разные значения в разных кон
текстах. что отражает различие контекстов, идей и взглядов, которых придерживаются их авторы.
Как следствие, некоторые читатели посчитают, что настоящий стандарт расходится с положениями,
под разумеваемыми и конкретно сформулированными в других документах. Прогресс обязательно
несет за собой несоответствие и отклонение от предыдущих подходов. В таких случаях целью всегда
явля ется развитие суждений и практики, связанных с менеджментом в условиях кризиса,
разъяснение от ношений прогресса, как практических, так и концептуальных, с менеджментом в
других значимых об ластях и с дисциплинами устойчивости, имеющими отношение, прежде всего,
к непрерывности биз неса.
Определение кризиса как по своему существу ненормальной, нестабильной и сложной ситуа
ции, которая представляет угрозу стратегическим целям, репутации и существованию организации,
является фундаментальным для всей последующей информации в данном документе. Кризисы пре
подносят трудности, имеющие глубокие и далеко идущие последствия, иногда независимо от того,
как успешно организация ими управляет. Эти последствия могут причинить значительный вред, осо
бенно если организация не смогла подготовиться к кризису, справиться с ним или оправиться от его
воздействий. Это приводит к ущербу репутации, возможному разрушению бизнеса и его деятельно
сти. Кризис обладает значимостью потенциально возможной проблемы для организации.
BS 25999 дает следующее определение инцидента: «ситуация прерывания бизнеса, утраты,
чрезвычайной ситуации или кризис или способная привести к ним». Оно согласуется с настоящим
стандартом: кризисы могут возникать в результате стратегических шоков, таких как катастрофическая
утрата производственных фондов, включая большие человеческие потери; в равной степени к ним
могут привести инциденты операционного уровня, усугубившиеся и возросшие до события огромного
стратегического значения для организации, кризиса.
Кризисы могут возникать в результате недостаточного управления инцидентами, что позволило
им усугубиться в масштабе, длительности и влиянии. Они также могут быть результатом многократ
ных инцидентов, представляющих новые виды и сложные уровни риска. Для всего вышеперечислен
ного менеджмент в условиях кризиса выполняет, по существу, стратегическую функцию.
Непрерывность бизнеса - это важнейшая функция управления для снижения последствий кас
кадных воздействий и потенциальной возможности перерастания их в кризис. Непрерывность биз
неса не относится к менеджменту в условиях кризиса и не подчиняется ему. Они являются взаимодо
полняющими видами деятельности в более широком корпоративном контексте. Менеджмент непре
рывности бизнеса не может гарантировать, что все потенциальные кризисы будут перехвачены и
V