ГОСТ Р 53647.9—2013
остановлены. Способность осуществления менеджмента в условиях кризиса организацией, которая в
этой области провела недостаточно инвестиций и не предоставила стратегическое руководство не
прерывным бизнесом, может оказаться слабой и привести к уязвимости организации к кризисам, воз
никающим от ненадежного менеджмента разрывов в непрерывности операций.
Данные ситуации требуют параллельного выполнения обеих типов ответных действий (ме
неджмент инцидентов и менеджмент в условиях кризиса), решения проблем каждого типа при их
очень тесном взаимодействии для обеспечения того, что информация и понимания являются общи ми.
цели и задачи находятся в гармонии, решения стратегически согласуются друг с другом и общее
ответное действие является непрерывным и всеобъемлющим. Несмотря на то что менеджмент кри
зисов считается, по сути, стратегической задачей, необходимо помнить, что некоторые дойствия бу дут
осуществлены персоналом на управленческом и операционном уровнях.
Кризисы могут также возникать без распознаваемого инцидента. Их часто называют «тлеющи
ми». «длинноволновыми» или «приливными» кризисами. Они обсуждаются в информационном блоке
1 в разделе 3.
Итак, кризисы и инциденты не являются синонимами. Утверждается, что управление обоими
представляет собой отдельные задачи, требующие различных подходов. Отношения между менедж
ментом инцидентов и менеджментов в условиях кризиса далее рассматриваются в разделе 3.
Готовность (способность) организации осуществлять менеджмент в условиях кризиса должна
развиваться в рамках уникального контекста организации и будет чутко зависеть от него. Требования
готовности к менеджменту в условиях кризиса обсуждаются в информационном блоке 3 в разделе 4.
Она должна развиваться и поддерживаться вместе с другими способностями, необходимыми органи
зации для достижения ее целей.
Не следует рассматривать готовность управлять кризисами как что-то. что можно развить по
мере необходимости. Готовность требует систематического подхода, который обеспечит создание
структур и процессов, обучение людей работе в них и который разрабатывается и оценивается
непрерывно, целенаправленно и тщательно. В развитии готовности возникнет много возможностей
для тесного взаимодействия с обычными процессами бизнес менеджмента и мероприятиями
непре рывности бизнеса. Развитие способности (готовности) осуществлять менеджмент в условиях
кризиса должно рассматриваться как центральная деятельность, пропорциональная размеру и
производи тельной мощности организации. Ее польза для организации рассматривается в
информационном блоке 2 в разделе 3.
Однако любое решение должно быть принято только после тщательного анализа степени его
соответствия размеру, обстановке, культуре, целям и существующим структурам организации. В свя зи
с этим настоящий стандарт предоставляет общие рекомендации, считающиеся универсальными и
составляющие основу хорошей практики, с руководством об их внедрении в организации.
Стандарт имеет следующую структуру.
В каждом разделе рассмотрены ключевые темы в соответствии с областью исследования
настоящего стандарта. Информационные блоки применяются, когда нужно дополнить или развить
точку зрения или понятие. Рекомендации даны в отдельных блоках в надлежащих местах текста и
приведены общим списком в приложении А.
Раздел
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6
Раздел 7
Описание
Описывает общую и наблюдаемую природу кризисов, их происхождение и потенциаль
ное влияние. Устанавливает, как у организации могут развиться систематические уязвимо
сти. Предоставляет рекомендации, как развить улучшенную устойчивость. Определяет об
щие выгоды, которые можно извлечь из развития готовности к осуществлению менеджмента з
условиях кризиса.
В общих чертах обсуждает природу готовности. Дает практический совет, как развить ее.
Описывает необходимые структуры и процессы. Определяет, как системы информационно го
менеджмента могут поддержать лиц. принимающих решение.
Дает суммарную информацию о планах менеджмента в условиях кризиса. Предлагает
относиться к планам как к развивающимся документам, подвергающимся постоянной оценке и
пересмотрам. Рассматривает ключевые вопросы компетентности менеджмента в условиях
кризиса, лидерства и принятии решений.
Обсуждает внутренний обмен информацией между причастными сторонами, также крат
ко излагает руководство по подготовке к общению с СМИ и широкой общественностью.
Описывает техники и процессы оценки подготовки и готовности организации.
VI