ГОСТ Р 53647.9—2013
это умением центра управления или командного поста. Преимущество моделирования в тренировке
персонала в реальных условиях, где они бы работали во время кризиса.
5. Живая игра
Учение, настолько близкое к ожидаемому ответному действию на реальный инцидент, насколь
ко это возможно предвидеть. Персонал и активы размещаются и двигаются на месте в режиме ре
ального времени.
Преимущества и недостатки
Учения, как правило, отражают в порядке своих номеров увеличение реализма, испытаний и
строгости. Однако в том же порядке, также как правило, отражаются увеличенные уровни затрат ор
ганизации. сроки подготовки и нарушения нормальной работы.
Они подробно описаны в PD 25666
7.4 Готовая к кризису организация
7.4.1 Общие положения
Вопрос устойчивости организаций обсуадается в подразделах с 4.7 по 4.10. Организации, гото
вые к кризису (т.е. активно приверженные к созданию устойчивости), постоянно оценивают свою спо
собность к управлению в условиях кризиса в рабочем порядке.
Характеристики организации, готовой к кризису, схожи с характеристиками организаций, демон
стрирующих высокую степень устойчивости согласно разделу 4. Существует много способов созда
ния данной готовности: активное обучение, обучение на примере, анализ культуры и контекста.
7.4.2 Активное обучение
На него уже ссылались в описании различий между установленными и усвоенными уроками
(см. 7.3д). Активное обучение возникает при установлении организацией уроков любого кризиса (под
вержена ли она ему напрямую или нет) и применении их для внесения изменений.
7.4.3 Обучение на примере
Главное - это способность обнаружить уроки, которые можно заключить из кризисов других ор
ганизаций и использовать для улучшения своей устойчивости. Может быть много различий между
двумя организациями и их опытом, но и также схожестей, не очевидных на первый взгляд.
Обучение на примере означает разумное использование предметных исследований, постанов
ка всего под сомнение, скептическое отношение к устойчивости своей организации в поиске перево
димых уроков.
7.4.4 Анализ культуры
Многие организации не выполняют подробный анализ их собственной культуры, несмотря на
огромный объем литературы о важности этого вопроса. Подробное обсуждение влияния культуры
организации выходит за рамки настоящего стандарта, но это очень важный фактор.
Аспекты культуры организации, которые могут оказать существенное и вредное влияние на ее
способность осуществлять менеджмент в условиях кризиса, включают:
a) принятые нормы, убеждения и парадигмы, являющиеся настолько неотделимой частью орга
низации. что их редко ставят под сомнение,
b
) существование субкультур, сомневающихся в успехе организации и враждебные ему;
c) предположения о стилях лидерства, пригодности к должности и поведенческих стандартах,
основанные больше на привычках, нежели чем на осознанной политике («внутренняя реальность»
организации, отличающаяся от ее публичного лица);
d) обвинительная культура, препятствующая разоблачению и анализу ошибок и несчастных
случаев и осуждающая разоблачителей.
e) отсутствие связи между менеджментом парадигмы (как, по их мнению, идет бизнес) и реаль
ной деятельностью, ведущейся на переднем крае (как он действительно работает).
7.4.5 Анализ контекста
Там. где анализ культуры смотрит внутрь, анализ контекста требует взгляда наружу на обста
новку организации, развития осведомленности о «глубине поля зрения» риска. Он может также пока
зать стратегические взаимозависимости, особенно в отношении к цели поставок и покупателям.
Несостоявшееся событие должно анализироваться с той же строгостью, что и фактический кри
зис. Нужно рассмотреть, как он появился, как получилось его избежать или почему он не повлиял на
организацию. Особенное внимание уделяется определению того, какие показатели его истоков и
раз вития были обнаружены или пропущены и почему, и приспособлению способностей
организации к упреждению и оценке.
Рекомендации к разделу 7
46. Все элементы готовности (способности) организации к управлению в условиях кризиса
должны оцениваться для подтверждения их пригодности в использовании.
47. Персонал должен быть обучен выполнению своих ролей в менеджменте в условиях кризиса
до участия в учениях.
25