ГОСТ Р 53647.9—2013
a) Установление четкой цели и назначения, чтобы результаты можно было оценить в сопостав
лении с заявлением намерения и исхода.
b
) Решение того, измерять ли элементы плана отдельно или весь план целиком. Исследования
отдельных элементов (например, процедуры, способствующей осуществлению) могут быть эффек
тивными и простыми. Только учения, основанные на плане целиком, могут полностью подтвердить
практичность мер. но могут оказаться дорогим и сложным вложением.
c) Потребность в реализме. Это означает, что сценарий и сюжет учения должны быть актуаль
ными и реалистичными, но также побуждающими, творческими и исследовательскими. Цель - оценка
динамики команды и личной компетентности. Это предполагает высокие уровни интенсивности, кон
структивный стресс и давление, необходимость решения сложных дилемм и принятие сложных ре
шений. Нужно также исследовать план на наличие пробелов, дефектов и нереалистичных предполо
жений.
d) Выбор проводимых учений. Основные виды учений описаны с изложением их преимуществ и
недостатков в информационном блоке 11 (пожалуйста, ознакомьтесь). Выбор может быть вызван
принуждением или основан на желании руководить управляемой программой различных учений.
e) Решение способов разработки, выполнения и управления учением. Аутсорсинг учений может
быть экономным, практичным и полезным благодаря экспертизе консультантов. Он может также
предложить элемент нейтралитета и объективности, которые можно получить только со стороны. Од
нако лица, ответственные за развитие способности организации к управлению в условиях кризиса,
обладают наиболее глубоким пониманием ее ограничений и действительности. Баланс преимуществ
и недостатков требует внимательного управления.
f) Учение - это возможность самоанализа организации. Оно требует высокого уровня гибкости и
честной оценки показателей. Возможно, что весь персонал и подразделения, если не вся организа
ция. проявят себя не убедительно. Тогда этот факт разглашается, решается конструктивно и не скры
вается для защиты репутации или избегания неприятной реальности.
д) План учений должен включать в себя их подробный раэбор и анализ, что позволяет устано
вить положительные уроки, достигнутые в ходе учений. Затем следует доработать план мероприятий
и транслировать уроки в мероприятия. После осуществления улучшений и исправлений и их под
тверждения при последующем оценивании, уроки можно назвать усвоенными.
Политика организации о проверко и учениях должна быть сформулирована, одобрена высшим
руководством и лодаерживаться открыто. Кроме этого, имеет важное значение представление и
управление всем процессом.
Учения иногда рассматривают как угрозу, так как они могут подвергнуть человека или подраз
деление критике. Их могут считать вмешательством и отвлечением от обычной деятельности. Учения
также могут считать ненужными из-за своей беспечности или неспособности оценить их потребность.
Надлежащее проектирование и управление учениями, поддержка высшего руководства снизят
эти тенденции. Однако следует также систематически подготавливать персонал к этому опыту путем
объяснения цели и задач процесса и вовлечения их в весь процесс.
Информационный блок 11 - Виды учений
Перечень видов учений варьируется. Общепризнанных определений видов нет. Для целей
настоящего стандарта и в интересах согласования с другими изданиями BSI ниже приведен список
видов учений [PD 25666:2010. Менеджмент непрерывности бизнеса. Руководство по выполнению и
тестированию программ непрерывности и чрезвычайных программ (PD 25666:2010. Business continuity
management. Guidance on exercising and testing for continuity and contingency programmes)].
1. Отработка
Скоординированная, контролируемая деятельность для тестирования одной определенной
операции, процедуры или функции в отдельной организации.
Отработки обычно применяются для оценивания важных, но простых процессов.
2. Семинар
Учение, в котором участники разделяются на группы для обсуждения определенных вопросов
(связанных с применением плана к какому-либо сценарию или набору сценариев).
Семинары, известные также как упражнения, использующие процесс обсуждения, могут ис
пользоваться с пользой для проверки предположений и намерений более сложных учений.
3. Штабная тренировка
Облегченное учение, в котором участники выполняют определенные роли отдельно и группами.
Оно может включать сценарии, которые становятся сложнее по мере того, как игроки получают боль
ше информации, симулируя развитие кризиса.
4 Моделирование
Учение, где группа игроков, обычно представляющая центр управления и команду менеджмен
та. реагирует на инцидент, теоретически происходящий в другом месте. Некоторые могут называть
24