ГОСТ Р HCO/HL7 27951—2016
отношения более селективно, может оказаться полезнее для специфичного просмотра отношений и
навигации по отношениям.
14.4.4.2 Получение типов отношений, применяемых к идентифицированному понятию или термину
Вариант использования: служба позволяет клиентскому приложению определить типы доступных
отношений до того, как выполнить выборку понятий с заданным отношением (см. ниже).
Такая служба не обеспечивает дополнительную функциональность по сравнению с получением
всех отношений (см. выше). Однако она может быть более эффективной для идентификации типов от
ношений. которые могут быть обработаны индивидуально (см. ниже).
Некоторые типы отношений могут быть специфичными для конкретной терминологии. Однако
служба должна обеспечивать однотипную обработку ряда более общих типов отношений, если они
поддерживаются терминологией, например, отношения подтипа, то есть отношения между понятием и
его синонимами.
14.4.4.3 Получение понятий/терминов. имеющих заданный тип отношения с понятием/термином
Вариант использования: служба позволяет клиентскому приложению предложить пользователю
возможность навигации по заданным семантическим связям, например, для уточнения или для обоб
щения понятия.
Вариант использования: служба позволяет клиентскому приложению изобразить синонимы, ассо
циированные с понятием.
Вариант использования: служба позволяет клиентскому приложению делать семантические выво
ды. используя отношение подтипа, например, подсчитывать экземпляры понятия «пневмония» в каче
стве экземпляров понятий «заболевание легких» и «инфекционное заболевание».
Такая служба не обеспечивает дополнительную функциональность по сравнению с получением
всех отношений (см. выше). Однако такая избирательная служба может быть более эффективной для
специфичного просмотра и навигации.
По умолчанию такая служба должна возвращать уникальный идентификатор и термин для каждо
го понятия или термина.
14.4.5 Получение всех понятий или терминов, принадлежащих заданному словарному домену
Вариант использования: служба позволяет клиентскому приложению получить полный набор зна
чений, допустимых для конкретного атрибута сообщения, соответствующего стандарту HL7.
Эта служба близка к текстовому поиску с дополнительными ограничениями словарным доменом.
Однако в данном случае возвращаются все понятия, принадлежащие словарному домену, без попытки
выполнить текстовый поиск.
По умолчанию такая служба должна возвращать уникальный идентификатор и терминдля каждо
го понятия или термина.
14.4.6 Проверка уникального идентификатора
14.4.6.1 Проверка действительности уникального идентификатора в терминологии
Вариант использования: служба позволяет клиентскому приложению проверить, что идентифика
торы (или коды), входящие в состав сообщения, действительны в справочной терминологии.
Этот вариант использования может встретиться также при попытке извлечь из терминологии тре
буемое понятие или термин. Однако по сравнению с простой проверкой запрос на извлечение создает
избыточную нагрузку и избыточные данные. Проверка может требоваться для многих сообщений, каж
дое из которых содержит много идентификаторов, поэтому нужна достаточно простая и эффективная
служба проверки.
14.4.6.2 Дополнительные критерии, применимые при проверке идентификаторов
Критерии статуса
Вариант использования: служба позволяет клиентскому приложению проверить, используется ли
в настоящее время идентификатор, содержащийся в сообщении или записи.
Терминология может содержать понятия или термины, не предназначенные для текущего исполь
зования и оставленные в ней для обеспечения обработки унаследованных данных.
Критерии словарного домена
Вариант использования, служба позволяет клиентскому приложению удостовериться, что иден
тификатор. переданный в сообщении, принадлежит соответствующему словарному домену. Например,
ограничить поиск значениями, допустимыми для конкретного атрибута сообщения, соответствующего
стандарту HL7.
Терминология может содержать значения, применимые в разном контексте и допустимые для ис
пользования в разных атрибутах конкретных сообщений, соответствующих стандарту HL7.
71