ГОСТ Р 54874—2016
3
знанием как источником может иметь различные формы — отсюда и разнообразие подходов к МЗ. В
последнее время растет понимание того, что фокусирование на знании не зависит от его роли в реше-
нии организационных проблем, часто ведет к разработке дорогостоящих, но не эффективных систем, а
также не позволяет использовать в полной мере потенциал персонала.
1.5 Предпосылки и перспективы МЗ в государственном секторе
Государственный сектор зачастую отстает от частного сектора в принятии новых теорий и подхо-
дов в сфере управления. Чаще всего это как раз хорошо, поскольку позволяет применять уже устояв-
шиеся механизмы и инструменты в области управления, а не скороспелые фантазии. Разумный консер-
ватизм приводит к тому, что принимаются и адаптируются действительно ценные подходы, способные
принести реальную пользу государственному сектору.
Некоторые участники деятельности в государственном секторе под термином МЗ подразумевают
то, что всегда входило в сферу деятельности служащих государственного сектора — объективное и
коллективное сопоставление, анализ и разработка знаний с целью информирования, развития и опре-
деления политики правительства и государства. Однако многие рассматривают МЗ как очередную вы-
думку.
Анализ различных видов деятельности в государственном секторе показывает, что независимо от
того, признаются ли многие виды деятельности как МЗ, на сегодня в рамках государственного сектора
существует целый спектр видов деятельности и организаций, основанных на знании и изучении, кото-
рые являются действительно инновационными и приносят ощутимые выгоды, в том числе:
- система электронного архива и автоматической систематизации законодательных и норматив-
ных документов, управляемая в рамках электронного правительства;
- национальные образовательные учреждения, работающие по сетевой программе обучения для
сообществ руководителей школ;
- обучающие схемы органов исполнительной власти по вопросам технического регулирования и
охраны окружающей среды;
- «Банк знаний» Всемирного банка и многие другие.
Необходимо иметь в виду, что для государственного сектора знание является более важным ком-
понентом в части обеспечения услуг и развития политики, чем в качестве инструмента в сфере торгов-
ли. Широкое использование знаний в государственном секторе не означает принижения конкурентных
преимуществ частного сектора.
Анализ деятельности в рамках государственного сектора выявил целый спектр основных видов
деятельности, которые могли бы дать конкретные выгоды при использовании подходов и методик МЗ, в
том числе:
- наблюдение за реализацией политики в области государственных закупок;
- планирование сценариев и системы раннего предупреждения;
- комплексный анализ реализуемой государственной стратегии;
- централизованное оказание государственных услуг;
- свобода информации и защита данных;
- обоснованная выработка государственной политики (стратегии);
- контроль эффективности государственного управления;
- интерфейс между федеральными и муниципальными органами власти;
- антикризисное управление.
1.6 Менеджмент знаний, информационный менеджмент и человеческий опыт
Одним из источников несоответствий, вызванных инициативами по МЗ в некоторых бизнес-
структурах, является тенденция приравнивать МЗ к информационному менеджменту (ИМ). Частично
это явилось результатом распространенного использования термина МЗ для обозначения внедрения
IT-систем типа интранета, порталов и баз данных.
Сегодня перед госсектором стоит несколько серьезнейших проблем в области ИМ, одной из
которых является реализация принципа свободы информации. Чтобы глубже изучить эту проблему,
ниже приводится конкретный пример внедрения системы управления электронными документами и
записями.
Нижеприведенный пример демонстрирует способ определения различий между данными, инфор-
мацией и знанием.