ГОСТ Р 54874—2016
6
тенденции уравнивания знаний с информацией, с последующим возвратом к IT-системам как к решени-
ям, а не как к инструментам реализации МЗ.
Имеющийся опыт демонстрирует важность знания, как совокупности накопленных потенциальных
возможностей групп и индивидуумов, а не как нечто, что может быть легко воспринято, сохранено или
передано. Поэтому использование МЗ в большей степени связано с людьми и процессами, а не с си-
стемами, хотя его реализация зачастую меняла этот порядок на обратный.
В заключение приведены выводы сообщества действующих специалистов-практиков в области
МЗ и предложено десять основных извлеченных уроков и подсказок для достижения успеха.
2 Роль менеджмента знаний для государственного сектора
2.1 Отличительные признаки менеджмента знаний для государственного сектора
Различия между видами деятельности в частном и государственном секторах зачастую размыты,
а различия в особенностях применения МЗ в этих секторах преувеличены. Во многих отношениях орга-
низации в обоих секторах сталкиваются со схожими проблемами. В этом смысле так же, как и в частном
секторе, цель внедрения современных методов и процедур для восприятия, передачи, управления,
внедрения и сохранения знаний в среде государственного сектора представляется очень простой —
хорошие знания являются центральным элементом для успешного функционирования как организаций
государственного сектора, так и бизнеса.
Несмотря на свое первоначальное использование преимущественно в частном секторе, стано-
вится все более очевидным тот факт, что МЗ является чрезвычайно важным элементом для развития
государственного сектора.
Организации государственного сектора являются важнейшей частью экономик, развивающихся
на основе современных знаний. Эти организации значительно различаются по организационной струк-
туре, функциям, персоналу и результатам деятельности. Для успешного применения МЗ необходимо
учитывать эти различия, и, как следствие, существует большое разнообразие накопленного опыта в
широком спектре организаций. В то же время организации государственного сектора сталкиваются с
такими проблемами при реализации МЗ, которые отсутствуют у значительного числа частных (коммер-
ческих, негосударственных) организаций.
Примеры
1 Государственный сектор не может выбирать себе клиентов, рынки или вид деятельности —
он предоставляет услуги каждому гражданину в соответствии со своими правами и обязанностями, а
не в результате собственного выбора и коммерческой стратегии.
2 Для достижения комплексных целей своей политики государственный сектор вынужден со-
трудничать как внутри своей системы, так и с целым рядом внешних организаций, связанных с ним
деловыми отношениями — государственный сектор не может выбирать себе партнеров.
3 Большинство четко сформулированных знаний, накопленных внутри организаций государ-
ственного сектора, должно быть доступно для организаций и граждан посредством принципа свобо-
ды информации.
4 Доказательная база для конкретной политики или программы в рамках государственного сек-
тора постоянно находится под пристальным вниманием политиков, парламентариев, заинтересован-
ных сторон, граждан и средств массовой информации, что не всегда свойственно частному сектору.
5 Разработка и реализация политики в государственном секторе происходят максимально пу-
блично и зачастую включают в себя многолетние обсуждения, согласования, дебаты, консультации,
разработку и анализ политики, разработку и ввод в действие законодательства, а также разработку и
реализацию государственных программ. Большинство из вышеперечисленного происходит под кон-
тролем общественности.
6 Единственным рычагом повышения эффективности оказания государственных услуг для граж-
дан является увеличение рабочей нагрузки на уже существующую ресурсную сеть государственного
сектора.
2.2 Объем, сложность и направленность проблем в сфере знаний
Знание является важнейшим элементом деятельности правительства, которую оно осуществляет,
скорее всего, более целенаправленно, чем многие компании частного сектора. Не только информация