ГОСТ Р 54874—2016
и знание имеют большее значение в государственном секторе, но сами по себе масштабность и слож-
ность структуры государственного сектора зачастую подчеркивают незначительность компаний частно-
го сектора.
Проблемы государственного сектора можно условно разделить на четыре составляющих по:
- размеру;
- спектру;
- сложности;
- направленности на конкретный вид деятельности государственного сектора.
Что касается централизации знаний в государственном секторе, то можно рассмотреть два клас-
сических аспекта МЗ:
- взаимосвязь между данными, информацией и знанием;
- взаимосвязь между явно и неявно выраженными знаниями.
Типы данных, которые запрашивают и выдают сотрудники государственного аппарата, занятые в
области МЗ, могут быть многообразными и широко распространенными. Вот несколько примеров:
- официальные статистические сборники и публикации, подготавливаемые аппаратом правитель-
ства и федеральными органами исполнительной власти, подведомственными организациями для це-
лей национальной статистики;
- научные данные, подкрепляющие основные положения проводимой политики;
- экономические данные для оценки и анализа состояния экономики;
- ведомственные статистические системы, базы данных и хранилища данных;
- финансовые и человеческие ресурсы, информация по управлению производительностью труда;
- отчетные данные по проектам и поставкам;
- локальные и региональные данные по осуществлению и эффективности национальной политики;
- внешняя информация из коммерческих, академических и международных источников.
Данные преобразуются в информацию по мере их конкретизации и понимания высшими долж-
ностными лицами и руководителями государственных органов в их повседневной деятельности, в том
числе:
- издание политических документов с целью обсуждения различных вариантов политики в рамках
отдельных политических образований, на межведомственных комиссиях или встречах на уровне мини-
стров (в рамках деятельности центрального аппарата правительства);
- анализ информации по вопросам здравоохранения, образования и контроля производительно-
сти, как при выработке политики, так и для внешней оценки (в рамках деятельности) местного само-
управления;
- участие и реакция на политические публикации и предложения;
- выступления, отчеты, презентации, пресс-релизы и статьи для публичного разъяснения конкрет-
ной проводимой политики;
- отчеты об эффективности регулирования и пояснительные записки к парламентским законо-
проектам и актам, поясняющие намерения или эффект от положений законодательных и подзаконных
актов;
- дискуссии, рассылка и скачивание по электронной почте информации, имеющейся в ведом-
ственных интранетах и (или) на веб-сайтах.
Данные и информация трансформируются в знания с помощью политики, а также административ-
ной экспертизы и опыта. Иными словами, это то, что распорядитель знаний назовет взаимодействием
явного и неявно выраженного знания. Все это приводит к пониманию того, почему госсектор должна
интересовать проблема управления знаниями. Это также объясняет, почему хорошее знание является
центральным элементом для хорошей работы правительства и государственного сектора — многие
специалисты в области МЗ могли бы найти себе применение в государственном секторе, хотя они, ве-
роятно, так не думают.
2.3 Особое значение менеджмента знаний для государственного сектора
7
2.3.1 Общие сведения
Государственным служащим высшего звена и высокопоставленным политикам использование МЗ
не требуется — они должны решать неотложные, сложные проблемы и вносить свой вклад в достиже-
ние ключевых стратегических целей, стоящих перед правительством и государственным сектором, как
в плане выработки политики, так и в плане ее осуществления.