ГОСТ Р 54874—2016
Таблица 1 — Пространство МЗ
Задача
Практика менеджмента
Системы
Применение
знаний
Совместное использование знаний:
преобразование (mapping), аудит (audit) и фор-
мализация существующих (inventories) знаний;
поэтапныйкритическийанализ(after-action
reviews);
межпроектное изучение (cross-project learning);
меры по сохранению знаний (knowledge retention
measures);
тренировка по идентификации (training good) и
совместному использованию зарекомендовав-
шей себя наилучшей практики (best practice iden-
ti
f
i
cation and sharing)
Распространение знаний:
Интранет/корпоративная директория (In-
tranet/corporate directory);
экспертная система (expert system);
доказательная аргументация (case-based
reasoning); информационная служба под-
держки (help desk applications);
электронноеобеспечениедеятельности
(electronic performance support);
встроенная система знаний (embedded
knowledge system)
Изучение
знаний
Создание знаний:
организация групповой работы специалистов-
практиков (facilitation of Communities of practice);
кооперация/налаживание связей с внешними
экспертами (Co-operation/networking with external
experts);
творческие дискуссии (creativity contests);
характерные примеры из предыдущего опыта
(storytelling);
децентрализованноеобучение(decentralized
learning);
обмен опытом (learning histories);
чередование характера работ (job rotation)
Овладение знаниями:
форумы и «виртуальные сообщества» (fo-
rums and virtual communities);
база данных накопленных знаний, сбор экс-
пертных знаний (lessons learned, knowledge
capture);
электронное обучение (E-learning);
создание хранилища идей (idea systems);
анализ деятельности конкурентов (competi-
tive intelligence)
12
Таким образом, различают четыре основных подхода к МЗ, как это описано далее в 3.2.2—3.2.5.
3.2.2 Совместное использование знаний
Целью совместного использования идей является внедрение новых или изменение существую-
щих методик и режимов работы, которые способствуют совместному использованию знаний как внутри
организации, так и за ее пределами. Например, внедрение поэтапных критических анализов предостав-
ляет членам проектной команды возможность высказаться о своем опыте в данном проекте, идентифи-
цировать и визуализировать полученные уроки и в целом составить представление об их информиро-
ванности. Аналогично менеджеры в области МЗ могут помочь менеджерам проекта воспользоваться в
своих интересах результатами экспертиз, накопленных проектными командами в прошлом, например
путем идентификации людей, которых желательно привлечь к проекту, путем организации совещаний
по обмену знаниями и т. п. В тех случаях, когда существующее знание находится «под угрозой», напри-
мер, когда ключевые фигуры собираются покинуть компанию или сменить работу, менеджеры знаний
могут разработать «стратегию по сохранению знаний», направленную на идентификацию объемов по-
лезной экспертной информации, которая гарантированно перейдет к последователям держателей ин-
формации. В заключение следует отметить, что деятельность по совместному использованию знаний
представляет собой набор методик, которые помогают организациям использовать знания, делиться
ими и распространять те знания, которыми они обладают. Основной задачей для менеджера в области
МЗ является помощь в институционализации (организационном оформлении) таких методик, эффек-
тивно превращая их в часть существования организации.
3.2.3 Создание знаний
Деятельность по созданию знаний нацелена на внедрение методик и норм поведения, которые
стимулируют приобретение нового положительного опыта и уровня квалификации в ходе деятельности
организации. Как и в вышеуказанном случае совместного использования знаний, задачей менеджеров
знаний в рамках указанной деятельности является не самостоятельное создание нового знания, а по-
мощь в обеспечении внедрения в организациях соответствующих методик, процессов и норм поведе-