ГОСТ Р 54874—2016
V
низации, которая может, как правило, включать разработку стратегии, инновацию продукта (услуги) и
разработку, производство и доставку услуги, поддержку реализации продукции и потребителей. Эти
процессы представляют собой внутренний организационный контекст, в котором создается и применя-
ется знание о продуктах и услугах, потребителях или технологии.
2. Пять основных видов деятельности в отношении знаний были идентифицированы как наиболее
широко применяемые: идентификация, создание, хранение, обмен знаниями и их применение. Они
представляют собой второй компонент основы посредством формирования единого процесса.
Рисунок 1 — Основа менеджмента знаний
Настоящие виды деятельности реализуются, как правило, в поддержку более широких производ-
ственных процессов. Их интеграция и результативность в рамках организации должны поддерживаться
необходимыми методами и инструментами менеджмента знаний.
3. Средства обеспечения представляют собой третий компонент и включают две основные до-
полняющие друг друга категории, называемые персональными и организационными способностями
знаний. Эти способности должны рассматриваться как средства обеспечения деятельности в отноше-
нии знаний.
Персональные знания включают такие способности, как амбиции, профессиональные навыки, по-
ведение, опыт, инструменты и пунктуальность, которые должны развиваться на персональном и груп-
повом уровне для генерации улучшений на основе управления знаниями.
Организационными способностями к знаниям являются способности, которые руководители
должны выявить для обеспечения эффективного управления знаниями в рамках процессов повышения
производительности со стороны внутренних участников (менеджеров и рабочих) и внешних участников
(поставщиков и потребителей). Это определение задачи, видения и стратегии, проектирование про-
цессов и организационных структур, измерение, понимание культуры, применение технологии и ин-
фраструктуры, а также развитие коллективно доступного знания организации, то есть так называемого
актива знаний.
Применение СМЗ на практике
Настоящий стандарт предлагается организациям, заинтересованным в менеджменте знаний, ру-
ководителям проектов и группам по проекту СМЗ использовать для первоначальных обсуждений. Если
он поможет организациям в достижении общего понимания, увязке и определении направления своих
действий, идентификации аспектов СМЗ, относящихся к данной организации, понимании правильной
комбинации этих аспектов, определении, какие процессы подлежат управлению и пониманию методов
развития СМЗ на организационном и индивидуальном уровнях, в этом случае необходимость менед-
жмента знаний очевидна и несомненна.