ГОСТ Р 54874—2016
1.1 Потребность в руководстве по менеджменту знаний для государственного сектора
В течение последних лет выросло понимание и практическое использование МЗ в рамках госу-
дарственного сектора. До настоящего времени информация о МЗ преимущественно рассматривалась в
контексте частного сектора. Не было проведено ни одного систематизированного национального иссле-
дования, которое объективно и конкретно проанализировало бы распространение МЗ в государствен-
ном секторе и, таким образом, четко определило бы сферу государственного сектора, в рамках которой
МЗ мог бы принести пользу для работы госслужащих.
Несмотря на то, что практики в области МЗ в государственном секторе твердо верят в необходи-
мость управления знаниями для нужд государственного сектора, они зачастую затрудняются объяснить
руководителям и всем заинтересованным сторонам как фактические, так и потенциальные преимуще-
ства МЗ для государственного сектора.
Они даже не могут назвать какие-либо дополнительные примеры положительного использования
МЗ в государственном секторе, где бы они черпали новое понимание и идеи.
1.2 Понимание и определение менеджмента знаний
Настоящий стандарт представляет собой руководство по обеспечению ясного понимания для спе-
циалистов, должностных лиц и всех заинтересованных сторон государственного сектора, какова об-
ласть применения, потенциал и последствия использования МЗ в государственном секторе.
Несмотря на то, что за последние годы термину МЗ давались разные определения различными
организациями и авторами, в настоящем стандарте использовано следующее существующее понима-
ние МЗ. Менеджмент знаний включает в себя создание и последующее управление средой, которая
способствует тому, чтобы знание создавалось, распространялось, изучалось, увеличивалось, органи-
зовывалось и использовалось в целях получения выгоды организацией и ее клиентами.
1.3 Определение государственного сектора
Дать определение государственного сектора с каждым днем становится все труднее, поскольку
новые формы управления и финансирования стирают традиционные разграничения между организа-
циями в государственной и частной сфере. Действительно, начиная с 1980 годов сфера охвата государ-
ственного сектора существенно изменилась и продолжает меняться в ответ на политические требова-
ния и инновационные изменения в правительствах.
Государственный сектор может быть определен как набор организаций и посредников, которые
оказывают услуги населению под непосредственным или косвенным контролем национальных, регио-
нальных или местных органов власти. Данный набор меняется от страны к стране. Он может включать в
себя организации, предоставляющие такие услуги, как государственное пенсионное обеспечение,
здравоохранение, образование, оборона и охрана общественного порядка, а также центральные агент-
ства, обеспечивающие эти услуги. Он также включает многофункциональные организации, преимуще-
ственно банки развития, и другие организации, вовлеченные в процесс глобального или регионального
управления на основе международной правительственной кооперации.
1.4 Общие предпосылки и перспективы МЗ
Подобно большинству организационных теорий и практик, МЗ эволюционировал в течение опре-
деленного периода времени, используя различные источники
1)
. Однако МЗ как общепринятая и четкая
корпоративная дисциплина обозначилась только в течение последнего десятилетия.
Многие сектора промышленности, торговые и частные организации — индустрия информацион-
ных технологий (IT-индустрия), консалтинговые компании, агентства коммуникаций, отделы кадров —
все в то или иное время предъявляли требования к МЗ для решения своих проблем. Это является
доказательством силы и значимости МЗ для большого числа видов деятельности, к которым причастны
эти организации.
С этой точки зрения развитие МЗ подтверждает признание среди менеджеров того факта, что зна-
ния и изучение могут представлять собой существенный источник прогресса для организации, а не про-
сто некую стоимость или случайный побочный результат от операций. Однако изучение и управление
2
1)
Впервые концепция «интеллектуального работника» (knowledge worker) и «экономики знаний» (knowledge
economy) была выдвинута теоретиком в области управления П. Дракером. Корни основной доктрины МЗ — разни-цы
между неявными и явно выраженными знаниями — уходят в 1960-е гг. и приписываются философу М. Поланьи.