ГОСТ Р 54874—2016
поскольку помогает сотрудникам меньше рассчитывать на других, тем самым не только сберегая чужое
время, но и приучая к самостоятельности принятия решений.
3.3.3.5 База данных извлеченных уроков
Это по сути база данных, содержащая накопленные знания от предыдущих проектов. Подобные
базы знаний хорошо работают в сочетании с семинарами, где соответствующий накопленный опыт
изучается, обсуждается и документируется. В этом случае база видится как системное дополнение та-
ких видов деятельности, как поэтапный критический анализ (анализ результатов выполненных задач),
межпроектное изучение и ретроспективная оценка. Обычно такие виды деятельности осуществляются
опытными членами группы МЗ.
3.3.3.6 База знаний
Данный тип хранилища знаний следует рассмотреть более внимательно, поскольку накопилось
много примеров дорогостоящих, но неудачных инициатив.
Пример — Крупное муниципальное учреждение решило создать неподалеку от себя многоцелевые
офисы и справочные службы для решения широкого спектра проблем и запросов граждан. Фактиче-
ски они должны функционировать как единый пункт доступа ко всем услугам организации. Персонал
офисов должен быть оснащен мощными информационными ресурсами, способными обеспечивать эту
новую организационную функцию. Для группы МЗ это означает, что соответствующая информация
должна быть собрана по всем соответствующим функциям данной организации. В дополнение необхо-
димо осуществить преобразование знаний и помочь овладеть ими с помощью индивидуальных опро-
сов и групповых совещаний с сотрудниками.
3.3.4 Стимулирование создания знаний в организациях государственного сектора
3.3.4.1 Использование характерных примеров из предыдущего опыта
Предоставление информации в виде характерных примеров из предыдущего опыта помогает слу-
шателям или читателям проще и с большим интересом воспринимать информацию. У людей возникает
интерес к конкретным историческим ситуациям, поскольку изложение происходит в свободной пове-
ствовательной форме.
Пример — В государственной организации методики изложения характерных случаев использу-
ются для объединения команд с целью обмена опытом решения проблем, возникших в течение предше-
ствующего времени. Такие мероприятия называют «групповым осмыслением». Членам команды также
предлагается обменяться мнениями по поводу профессиональных навыков, которые им необходимы
для выполнения своих обязанностей. Такая программа может считаться успешной, если большинство
сотрудников отмечает, что подобные совещания дали им возможность по-новому оценить свое про-
фессиональное мастерство и побудили их подать заявки на продвижение по службе.
16
3.3.4.2 Ярмарки знаний
Ярмарка знаний — это мероприятие, которое дает возможность персоналу построить свое благо-
получие на достижениях других людей через совместное использование знаний и совместное обуче-
ние.
Существует два типа ярмарок знаний. Первый фокусирует внимание на внутренних системах и
процессах, а второй — на внешних партнерах со стороны промышленности и других заинтересован-
ных сторонах. Основной задачей ярмарки знаний является предоставление сотрудникам организации
возможности достичь большей результативности и повысить производительность труда, делясь теми
знаниями, которыми они обладают. В этом случае целесообразно наличие краткого руководства для
документирования знаний, которые были «проданы» в рамках ярмарки.
3.3.4.3 Участие заинтересованных сторон и консультации
Успешная разработка и осуществление намеченной стратегии в значительной степени зависит от
детального знания обстоятельств и конкретных условий, в которых эта стратегия должна реализовы-
ваться. В этом случае участие и постоянные консультации с конечными пользователями играют важную
роль в двух аспектах:
- тесное сотрудничество гарантирует, что разработчики стратегии и те, кто ее реализуют могут
хорошо изучить нужды и потребности каждой из сторон;
- существуют побудительные мотивы, поскольку участие и консультации могут оказать поддержку
тем сообществам и группам, на которые направлена стратегия.
Используется целый набор консультативных механизмов — от изучения контингента местного на-
селения, групп лиц, участвующих в опросе на конкретную тему, информационных бюллетеней и засе-
даний комитетов (советов директоров) до консультативных семинаров.