1
Издание официальное
Дата введения —2017—06—01
1 Область применения
Первоочередной задачей каждой организации является поставка продукта и (или) услуги своим
потребителям или, если речь идет о правительственной организации, — своим гражданам. Для выпол-
нения этой задачи менеджеры и сотрудники организации применяют свои личностные знания, являю-
щиеся объектом интеллектуальной собственности или ноу-хау, знание организации, знание своих по-
ставщиков, партнеров и клиентов с помощью процесса взаимодействия и сотрудничества. Применение
знания само по себе не является чем-то новым. Система менеджмента знаний (СМЗ) должна строиться
на существующих видах деятельности, улучшая их, и обеспечивать большую осведомленность всех
участников о роли знаний в производственных и организационных процессах.
Продукты и услуги разрабатываются, производятся и поставляются потребителям с использова-
нием процессов повышения производительности, действующих в организации. Конечно, в дополнение
к этим первоочередным процессам мы можем также идентифицировать виды деятельности, относящи-
еся к разработке и внедрению стратегии, финансовым и административным процессам, увеличению
людских ресурсов и т. д. Эти процессы представляют собой организационный контекст, в котором при-
меняются знания. В соответствии с этими специфическими процессами повышения производительно-
сти необходимы различные подходы к знаниям, и сотрудники применяют различные методы и инстру-
менты для выполнения поставленных перед ними задач. Помимо обеспечения улучшения основных
процессов организации методы СМЗ могут также применяться в рамках вспомогательных процессов.
В качестве одного такого примера можно привести компетентное руководство из области привлечения
людских ресурсов, в качестве другого примера из области непрерывного совершенствования процес-
сов — разработку баз данных наилучшей практики для получения и обмена знаниями об оптимальных
процедурах в рамках всей организации. И третий пример из области менеджмента финансовых и не-
финансовых активов — методы управления интеллектуальной собственностью (например, патенты,
авторское право).
Кроме того, такие процессы не всегда ограничены организационными рамками. Малые и сред-
ние предприятия, в частности, все более активно создают сети по поставке своей продукции с целью
обмена ресурсами и заимствования опыта друг у друга. Для разработки новой продукции и услуг, с ко-
торыми одна организация не может справиться, создаются долгосрочные партнерства. Таким образом,
партнеры и поставщики, а также потребители зачастую вовлекаются в работу в определенной области
деятельности.
Современные инструменты менеджмента знаний (МЗ) используют и предприятия государствен-
ного сектора, стремясь повысить качество и эффективность государственного управления и оказания
государственных услуг.
ГОСТ Р 54874—2016
Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы ЙС Т А Н Д А Р ТР О С С И Й С К О ЙФ Е Д Е Р А Ц И И
Менеджмент знаний
РУКОВОДСТВО ПО НАИЛУЧШЕЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
Knowledge management. Good practice guide for public sector