ГОСТ Р 54874—2016
13
ния для индивидуумов и групп сотрудников. Например, если организация знает, что можно восполь-
зоваться услугами внешней экспертизы вместо того, чтобы всегда полагаться только на имеющихся
собственных экспертов, то это может оказаться более прибыльным и считаться использованием новой
более совершенной практики.
По мере внедрения организацией и ее персоналом новых методов групповой работы специали-
стов-практиков или использования обмена опытом, команда специалистов в области МЗ может помочь
организации создать свой набор институционализированных практик, которые будут гарантировать не-
прерывный инновационный процесс и рефлексивность, неуклонно ведущие к созданию новых знаний.
3.2.4 Распространение знаний
В рамках МЗ распространение знаний относится к деятельности, направленной на то, чтобы сде-
лать знание доступным в равной степени всем организациям с учетом функциональных и географиче-
ских особенностей. Кроме того, данный вид деятельности предполагает, что знание будет поддержи-
вать конкретную деятельность организации.
Различают инструменты распространения базовых знаний широкого применения такие, как Ин-
транет/корпоративная директория, и инструменты встроенных систем знаний такие, как центр обработ-
ки запросов, доказательная аргументация (рассуждения на основе прецедентов) и экспертные систе-
мы, которые предоставляют селективную информацию для обеспечения конкретных процессов. Хотя
опыт показывает, что использование инструментов без достаточного учета поведенческих и культурных
аспектов обычно имеет ограниченную ценность, тем не менее, многие процессы с использованием
знаний могут быть более эффективными при использовании указанных инструментов. Главным предо-
стережением для такого распространения знаний является то, что организация должна осознавать, что
содержащиеся в этих системах знания не обязательно являются истиной в последней инстанции и под-
лежат постоянной ревизии и совершенствованию, вовлекая в этот процесс весь персонал, а не только
экспертов и менеджеров знаний.
3.2.5 Овладение знаниями
Овладение знаниями является процессом, посредством которого интеллектуальный капитал ин-
дивидуумов идентифицируется, формализуется и становится точным и понятным. Задачей овладения
знаниями является подготовка интеллектуального капитала для его повторного использования и из-
учения. В известном смысле овладение знаниями является чем-то вроде создания информационных
активов, полученных из знаний индивидуумов и групп сотрудников.
Овладение знаниями в значительной степени является «понуждающей» деятельностью, поэтому
часто требуются значительные усилия для того, чтобы идентифицировать знания и сделать их доступ-
ными. Овладению знаниями дается положительная оценка в том случае, если совокупная стоимость
овладения знанием и его повторного использования меньше стоимости повторного поиска этого знания.
Поэтому иногда стоимость овладения знаниями может превышать полученную от него выгоду — точно
так же овладение знаниями без их использования (повторного использования) не дает никакой при-
были. Например, очень часто более эффективно выяснить нахождение нужной информации (а чаще
нужного человека), чем собирать саму информацию. Решение использовать подход на основе кодифи-
кации или персонализации для овладения знаниями не всегда является очевидным.
Примерами овладения знаниями в виде информации являются: публикация перечня налоговых
ставок и ограничений, перечня контактных адресов налоговых служб.
Традиционный способ овладения знаниями сфокусирован на нисходящем извлечении знаний,
пока это было эффективно при определенных обстоятельствах, но чаще более эффективно использо-
вать обратный (восходящий) подход, где знание приобретается добровольно, а не при помощи «при-
нуждения». Это особенно важно в тех случаях, когда определяющими факторами являются креатив-
ность и инновации.
3.3 Пространство менеджмента знаний для государственного сектора
3.3.1 Общие сведения
В настоящем стандарте представлены и описаны основные подходы, инструментарий и тактики
МЗ, используемые в государственных организациях, демонстрируется взаимосвязь между инструмен-
тарием и проблемами и описываются конкретные ситуации и цели, ради которых они были использо-
ваны.