ГОСТ Р 54874—2016
20
- компетенции (competence). Большинство членов этих целевых групп должно иметь опыт по ис-
пользованию информационных технологий, однако, все ярче проявляется тенденция к использованию
многопрофильных профессиональных групп, состоящих из сотрудников с навыками консультирования и
организации работ;
- полномочия (mandate). Специальные группы по МЗ должны постоянно подтверждать свои пол-
номочия и свою ценность перед руководством организаций и остальными ее сотрудниками. Они долж-
ны также обладать способностью предопределять потребности потенциальных клиентов в самой орга-
низации, то есть других групп и подразделений.
Пример — Агентство Countryside, Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) и Всемир-
ный банк. С точки зрения пространства МЗ (см. раздел 3), специальные группы по МЗ, как правило,
стремятся акцентировать внимание на методике управления, а не на внедрении системы.
4.6.3 Системно-ориентированный подход (system-centered approach)
В некоторых исследованиях внедрение системы (или интегрированного набора систем) заложено
в основу проектов в области МЗ. Эти системные подходы, как правило, характеризуются следующими
особенностями:
- движущие силы (drivers). Деятельность инициируется принятием крупных инфраструктурных ре-
шений о приобретении и (или) внедрении ИТ-системы;
- приоритеты (focus). Вмешательство в работу организации может ограничиваться реализацией
системы МЗ, аналогичной реализации системы любого другого типа, что, как правило, будет сопрово-
ждаться выполнением работ по управлению изменениями и обучению пользователей;
- организационная структура (organization). Коллективы часто работают с внешними консуль-
тантами, и они, как правило, создаются на временной основе (в зависимости от графика выполнения
работ по проекту). Реализация системы осуществляется в тесном сотрудничестве с группами, ответ-
ственными за применение информационных технологий;
- компетенции (competence). Члены целевых групп должны, как правило, иметь опыт в области
информационных технологий и проектирования систем, в сочетании с опытом внедрения этих систем и
выполнения соответствующих мероприятий;
- полномочия (mandate). Полномочия специальных групп по МЗ тесно связаны с областью при-
менения приоритетного проекта.
4.7 Факторы успеха и проблемы, связанные с менеджментом знаний
4.7.1 Общие сведения
Что нужно сделать, чтобы МЗ стал успешным? Успехи могут быть достигнуты на двух уровнях:
- компетенции в области менеджмента знаний: установление МЗ в качестве постоянной или, по
крайней мере, стабильной компетенции и/или функции организации;
- воздействие менеджмента знаний: совершенствование моделей поведения и методик при ра-
боте со знаниями, получаемыми при более эффективном обмене ими и обучении сотрудников в орга-
низации или между организациями.
4.7.2 Факторы успеха для организационного закрепления компетенций в области менед-
жмента знаний
Хотя второй уровень будет конечной точкой, относительно которой можно будет измерять ресурс
МЗ, очевидно, что достижение первого уровня является важной предпосылкой для достижения успеха.
Для многих коллективов, занимающихся МЗ, и профессионалов это означает, помимо прочего, необ-
ходимость в диверсификации своих навыков (которые часто коренятся в области информационных
технологий или управления информацией), что позволит им развернуть систему МЗ еще до выявления
и устранения организационных проблем, имеющих стратегическое значение.
После того, как требуемые компетенции достигнуты, успешно работающие в области МЗ коллек-
тивы должны стремиться к получению стратегических полномочий, которые будут связаны с реализа-
цией более широких целей организации.
Предоставленные возможности предполагают введение всеобъемлющих изменений или реструк-
туризации проектов, в которых мероприятия по МЗ могут играть первостепенную роль. Существует два
уровня, на которых МЗ может способствовать:
- поддержке инициатив по внесению изменений с помощью подходов и методов МЗ;
- организационному закреплению МЗ в качестве постоянных организационных компетенций.