ГОСТ Р 54874—2016
11
3 Существующие подходы к менеджменту знаний в государственном
секторе
3.1 Общие сведения
Организации частного и государственного сектора разработали столько различных подходов к
МЗ, что даже трудно определить, что можно на самом деле считать МЗ. Как противовес к формальному
определению МЗ, в настоящем стандарте предпринимается попытка обзора подходов к МЗ, которые
эффективно практикуются в реальной жизни реальными организациями государственного сектора. Ло-
гика подсказывает, что, несмотря на разнообразие подходов, существуют фундаментальные сходные
черты, которые можно обобщенно назвать «пространство МЗ» (KM Universe).
Данный раздел содержит общее представление о пространстве МЗ в государственном секторе,
во-первых, путем разделения подходов к МЗ на четыре основные категории, различающиеся по ис-
пользуемым фундаментальным методам, и, во-вторых, путем описания разнообразия подходов к МЗ,
эффективно используемых в организациях государственного сектора.
3.2 Определение пространства МЗ для государственного сектора
3.2.1 Общие сведения
Основной задачей данного раздела является идентификация существующих подходов к МЗ в го-
сударственном секторе и их оценка на основе существующего опыта.
В последнее десятилетие появилось настолько много различных подходов к МЗ, что исследовате-
ли даже затрудняются как-либо их классифицировать.
Проблема использования всей совокупности подходов заключается в том, что подходы к МЗ в
этом случае трактуются слишком широко, тем самым делая невозможным их точное определение и
ставя под сомнение их использование. Поэтому необходимо дать более точное определение менед-
жмента знаний, которое включает в себя четкие формулировки процессов формирования знаний и их
использования для решения проблем. Подобный подход позволяет уяснить суть различий между:
а) практикой менеджмента и практикой системы. Традиционно МЗ рассматривается в качестве ин-
вестиций в организационно-развитые системы и сферы приложения, предназначенные для того, чтобы
позволить персоналу создавать, хранить, загружать и совместно использовать информацию, которая
помогала бы ему компетентно решать определенные задачи. Позднее такие подходы к системам были
существенно дополнены, если только не заменены полностью, подходами к МЗ, которые сконцентриро-
вали свое внимание на практике менеджмента. Это означает, что МЗ нацелен на координацию работы и
управление деятельностью сотрудников в части поиска, приобретения и обмена знаниями. Следова-
тельно, практика МЗ способствует формированию характера поведения человеческих знаний. Тем не
менее оба эти основных подхода используются специалистами-практиками в области МЗ, и зачастую
даже возникает вопрос, к которому из них относится деятельность в области МЗ;
б) применением знаний и изучением знаний. Применение знаний предполагает введение в оборот
максимума таких знаний, которые уже имеются в организации; в этом случае МЗ должен гарантировать
доступность знаний для тех, кому они необходимы. С другой стороны, изучение знаний означает стиму-
лирование создания нового знания и обеспечение гарантий его распространения в рамках организации.
Вышеуказанные различия сведены в таблице 1, состоящей из четырех блоков, которые содержат
подходы к МЗ, сходные как по их задачам (применение или изучение), так и по общему подходу (практи-
ка менеджмента или инфраструктура). Для каждой государственной организации выбор того или иного
блока зависит от выбранной ею стратегии и конкретной необходимости.