ГОСТ Р 54874—2016
Приложение Б
(справочное)
Результаты исследований
Б.1 Общие сведения
Для получения максимальной степени понимания важности знаний и МЗ в организациях государственного
сектора и получения обзора текущих проектов в области МЗ, выполняемых в этих организациях, в рамках исследо-
ваний был проведен опрос, на который выносилось три основных вопроса:
- почему организации государственного сектора должны проявлять интерес к МЗ;
- каков подход организаций государственного сектора к МЗ;
- какие имеются средства и ресурсы, которые могут способствовать государственному сектору во внедрении
с помощью МЗ передового опыта и новых подходов?
Б.2 Предварительные выводы
Результаты опроса показали, что участники твердо признают МЗ приемлемым для организаций государ-
ственного сектора, отмечая, что МЗ не всегда гармонизирован с подходами и практикой, существующими в этих ор-
ганизациях. В целом, результаты опроса показали, что у организаций государственного сектора имеется недопони-
мание тех преимуществ, которые может дать МЗ, а участники опроса столкнулись с трудностями в определении тех
преимуществ, которые МЗ уже создал для их организаций. Персонал организаций не признал МЗ частью рабочих
процессов, а отсутствие поддержки МЗ со стороны руководства организаций стало ключевой проблемой, с которой
столкнулись организации государственного сектора. Осознание преимуществ МЗ руководством организаций и его
участие в пропагандировании ценности МЗ с тем, чтобы его не путали с другими информационно-технологически-
ми проектами — вот наиболее важные шаги, которые должны предпринять организации государственного сектора,
чтобы извлечь выгоду из проектов в области МЗ.
Б.3 Основные выводы
Большинство участников опроса были сотрудниками органов местного самоуправления или органов государ-
ственного управления в соотношении 49 % к 32 %, соответственно.
В целом, респонденты считают, что организации государственного сектора не располагают благоприятной
средой для обмена знаниями и обучения.
96 % респондентов отметили, что МЗ следует рассматривать как средство, которое позволяет повышать
эффективность обмена знаниями и качество обучения и тем самым помогает сотрудникам более эффективно ра-
ботать вместе (в отличие от проектов с ориентацией на информационные технологии).
Хотя респонденты уверенно согласились с тем, что МЗ приемлем для организаций государственного сек-
тора, результаты опроса показали, что МЗ недостаточно хорошо интегрируется в существующую в организациях
практику; в частности, нет ясности относительно того, каковы основные преимущества МЗ в организациях государ-
ственного сектора.
Обеспечение качества оказания государственных услуг населению, продвижение инноваций и экономия —
вот три основных движущих стимула (драйвера) МЗ в государственном секторе.
Мнения респондентов разошлись относительно конкретных преимуществ МЗ, указывая при этом на отсут-
ствие понимания того, какую выгоду на самом деле может принести организации МЗ, либо на то, что проекты в
области МЗ в организациях государственного сектора были не слишком успешными.
Опрос показал, что подавляющее большинство проектов в области МЗ являются ориентированными на ин-
формационные технологии, а не на людей. Значительная часть респондентов (78 %) считает сайты во внутрикор-
поративной сети основными ресурсами для их работ в области МЗ.
Были упомянуты и основные проблемы: неприятие и непризнание МЗ со стороны сотрудников организации,
нехватка времени у персонала и отсутствие поддержки МЗ со стороны руководства организаций.
Б.4 Детальный анализ полученных результатов
24
Б.4.1 Демографический аспект опроса
Большинство участников опроса были сотрудниками органов местного самоуправления или органов госу-
дарственного управления (в соотношении 49 % к 32 %, соответственно), однако большая часть опрошенных (81 %)
была связана с конкретными работами в области МЗ, и на них были возложены определенные функции.
Б.4.2 Возможности обмена знаниями и обучения в организациях государственного сектора
Углубленный анализ результатов опроса показал, что сотрудники органов государственного и местного
управления пришли к общему мнению о том, что организации государственного сектора неэффективно используют
знания и навыки своих сотрудников и не учитывают накопленный опыт. Большинство респондентов согласились с
тем, что они должны были развивать и обновлять свои навыки. Одновременно они отметили, что уже извлекали
выгоды из обмена знаниями и опытом с более широкой группой сотрудников или сообществом. В соответствии с