ГОСТ Р 54874—2016
4.2 Факторы, способствующие менеджменту знаний
Хотя каждая организация, очевидно, имеет свою историю, связанную с МЗ, многие разделяют
обоснованность инициализации проектов в этой области. Среди них два обоснования можно считать
наиболее актуальными.
4.3 Внутреннее обоснование: поддержка и содействие организационным изменениям,
затрагивающим реализацию стратегических целей организации
Во многих организациях деятельность в области МЗ строится на проектах, направленных на вне-
сение текущих изменений, либо, в качестве альтернативы, на проектах, связанных с последствиями
радикальных изменений. Примером первого является Всемирный банк, для которого МЗ стал состав-
ной частью такого преобразования его деятельности в целом, с помощью которой банк должен бы вы-
полнять свою миссию.
Пример — Превращение организации в «банк знаний» означает, что при этом МЗ отводится ос-
новная роль. Примером такого подхода (при использовании которого МЗ имел дело с последствия-ми
изменений) может служить агентство Countryside, в котором МЗ был развернут для креативного
смягчения влияния развития этого агентства на модели поведения сотрудников в процессе обмена
знаниями. В Департаменте здравоохранения Великобритании также удалось добиться больших успе-
хов, продемонстрировав тем самым, как МЗ может оказать поддержку в период беспрецедентных пе-
ремен.
4.4 Внешнее обоснование: совершенствование процесса реализации стратегий
и конечных результатов
Специально для организаций государственного сектора «подходы, вдохновляемые знаниями»
(они не всегда проявляются под эгидой менеджмента знаний) предлагают перспективные возможности
для получения более качественных конечных результатов применения стратегии за счет повышения
эффективности обмена знаниями между представителями государственных органов и политическими
сообществами. Во многих случаях это приводит к более высокому уровню участия и консультаций, вы-
зывая усиление мотивации к достижению намеченных целей и реализации инициатив, выдвигаемых
политическими кругами.
4.5 Связи между организациями
Существуют примеры проектов, служащих укреплению связей между организациями государ-
ственного сектора, и, следовательно, косвенно повышают шансы на получение более эффективного
сотрудничества и координации работ.
Ситуационные исследования также показывают, что наилучшие стратегические обоснования, ле-
жащие в основе проектов по МЗ, уже сформулированы, и они получают поддержку целевых групп и
руководства организаций.
4.6 Подходы, используемые в менеджменте знаний
19
4.6.1 Общие сведения
Изучив результаты ситуационных исследований и практических примеров, оказалось, что органи-
зации обычно выбирают для МЗ один из двух основных подходов.
4.6.2 Оперативный подход (task-force approach)
В некоторых организациях коллектив, привлекаемый к работам (целевая группа) в области МЗ,
представляет собой многопрофильную универсальную группу сотрудников, которая, по существу, ра-
ботает как подразделение в структуре консалтинговой компании, специализирующейся на вопросах
знаний. Такие специальные целевые группы по МЗ могут быть охарактеризованы следующим образом:
- движущие силы (drivers). Деятельность этих групп определяется проблемами, которые во мно-
гих случаях тесно связаны с общими целями и стратегиями организации;
- приоритеты (focus). Вмешательство в работу организации может ограничиваться проблемами
сотрудников или средств. В большинстве случаев, однако, приоритетами этой группы будут проблемы
сотрудников организации, а применение соответствующих средств будет лишь способом достижения
этой цели;
- организационная структура (organization). Эти коллективы обычно имеют свое постоянное ме-
сто в организации, хотя их функциональные взаимосвязи могут меняться;