ГОСТ Р 54874—2016
4
Пример — Расписание движения поездов предоставляет данные — они считаются полезными:
- объявление на платформе, что следующий поезд требуемого назначения отправляется через
пять минут, предоставляет информацию, имеющую значение только в определенном контексте;
- осознание пассажиром того, что следующий поезд будет не лучшим выбором, потому что это
поезд с остановками в отличие от ближайшего поезда-экспресса, зависит от знания, более часто ис-
пользуемый подход, основанный на интуиции и предыдущем опыте.
Это подчеркивает важность человеческого опыта, как ключевой составляющей при осмыслении
информации — знания, возникающего из человеческого поведения, а не из простого накапливания за-
пасов информации.
Из указанного различия следует несколько важных выводов:
- во-первых, следует признать изначальную важность человеческого поведения, как среды, через
которую знание приобретается, сохраняется и распространяется. Знание всегда связано с людьми, ко-
торые обычно работают во взаимодействии с другими людьми. А информация существует независимо
от людей;
- во-вторых, предложив данное видение знания как встроенное в человеческое поведение, нет
смысла уравнивать его с информацией и представлять как нечто такое, что может быть легко передано,
получено или накоплено независимо от человеческого поведения или наличия сетей. Если существует
необходимость понимания, как перетекает знание внутри или между организациями государственного
сектора, следует рассматривать различные виды человеческого взаимодействия и социального обмена
среди госслужащих;
- в-третьих, роль знания при использовании информации подчеркивает важность существую-
щего знания у индивидуумов и организаций как в виде возможности доступа к знаниям, так и в виде
ограничения возможности приобретения новых знаний. Передача знаний индивидуумам или группам
без предоставления возможности их использования дает мало пользы, но до сих пор это часто игнори-
руется в инициативах по МЗ, где делается акцент только на предоставление информации через интра-
нет, базы данных и т. п.
Многие из инициатив в области МЗ для государственного сектора однозначно признают важность
человеческого фактора при использовании знаний, а также способность человека не только системати-
зировать информацию, но и создавать сети гуманитарных и социальных связей.
1.7 Опасности неприменения МЗ
Насколько существуют выгоды от использования МЗ, настолько же реальны и опасности от его
неиспользования. Некоторые из этих опасностей перечислены ниже:
- дублирование усилий и видов деятельности служащими, занятыми в схожих областях;
- непоследовательность (противоречивость) в подходах и понимании политики в схожих областях; -
недостаток осведомленности об общей «картине» происходящего вокруг конкретной проблемы; -
потеря знаний и способностей опытных работников при перемене или оставлении ими места
работы;
- низкая эффективность использования имеющегося положительного и инновационного опыта;
- недостаток взаимодействия работников различных организаций государственного сектора, ре-
шающих схожие проблемы;
- неточное или несвоевременное предоставление информации широкой общественности;
- неспособность выявления случаев мошенничества.
1.8 Мнение специалистов-практиков о текущем состоянии дел в области МЗ
для государственного сектора
Анализ проводимых в различных странах исследований привел к следующим выводам:
- организации государственного сектора, как правило, не очень хорошо умеют использовать кол-
лективное знание;
- менеджмент знаний следует рассматривать в качестве инструмента для улучшения обмена зна-
ниями и, следовательно, для оказания помощи госслужащим в их более эффективной совместной ра-
боте;
- хотя информационные технологии являются существенной опорой для МЗ в государственном
секторе, они чаще всего выполняют для МЗ роль движущей силы (драйвера), а не инструмента реали-
зации;