ГОСТ Р 54876—2011
На рисунке 1 приведены три наиболее значимых компонента, которые можно выделить в основе
СМЗ:
1 Фокусирование внимания на производственной деятельности должно быть центром любой ини-
циативы в области МЗ и представлять собой дополнительную значимость для организации, и может,
как правило, включать разработку стратегии, инновацию продукта (услуги) и разработку, производство и
доставку услуги, поддержку реализации продукции и потребителей. Эти процессы представляют со-бой
внутренний организационный контекст, в котором создается и применяется знание о продуктах и
услугах, потребителях или технологии.
2 Пять основных видов деятельности в отношении знаний были идентифицированы как наиболее
широко применяемые: идентификация, создание, хранение, обмен знаниями и их применение. Они
представляют собой второй компонент основы посредством формирования единого процесса.
Рисунок 1 — Основа менеджмента знаний
Эти виды деятельности реализуются, как правило, в поддержку более широких производственных
процессов. Их интеграция и результативность в рамках организации должны поддерживаться необхо-
димыми методами и инструментами МЗ.
3 Средства обеспечения представляют собой третий компонент и включают две основные до-
полняющие друг друга категории, называемые персональными и организационными способностями к
знаниям. Эти способности следует рассматривать как средства обеспечения деятельности в отноше-
нии знаний.
Персональные знания включают такие способности, как амбиции, профессиональные навыки,
поведение, опыт, инструменты и пунктуальность, которые должны развиваться на персональном и груп-
повом уровне для генерации улучшений на основе управления знаниями.
Организационными способностями к знаниям являются способности, которые руководители
должны выявить для обеспечения эффективного управления знаниями в рамках процессов повышения
производительности со стороны внутренних участников (менеджеров и рабочих) и внешних участников
(поставщиков и потребителей). Это определение задачи, видения и стратегии, проектирование про-
цессов и организационных структур, измерение, понимание культуры, применение технологии и ин-
фраструктуры, а также развитие коллективно доступного знания организации, то есть так называемого
актива знаний.
Применение СМЗ на практике
V
Комплекс стандартов в области МЗ предлагает организациям, заинтересованным в МЗ, руково-
дителям проектов и группам по проекту СМЗ использовать данную основу для первоначальных об-
суждений. Если она поможет организациям в достижении общего понимания, увязке и определении
направления своих действий, идентификации аспектов СМЗ, относящихся к данной организации, по-
нимании правильной комбинации этих аспектов, определении, какие процессы подлежат управлению