ГОСТ Р 54876—2011
ментам. После проведения нескольких заседаний стала очевидной необходимость обсуждения других
тем, и они пришли к заключению о целесообразности организации проведения заседаний на регулярной
основе для обмена новыми идеями и опытом. Через два года они превратились в настоящее практи-
кующее сообщество. Ежегодно они проводят коллективное социальное мероприятие, помогают друг
другу в случае возникновения трудных обстоятельств и устанавливают общий сайт в Интернете,
который используют для обмена информацией и знаниями.
Рисунок 3 — Сообщества взаимодействуют в рамках организации и с отдельными лицами и сообществами
из других организаций
Существует три типа сообществ, характерных для организации внутри нее и распространяющих-
ся на другие организации:
- сообщества по интересам — являются группами с общим интересом к определенной теме,
члены которых желают узнать больше о предмете их интереса и развивать его в дальнейшем;
- практикующие сообщества (ПС) — объединяют вместе людей для обмена знаниями, развития
компетенции и укрепления устоявшейся практики через обмен и создание знаний в определенной спе-
цифической области. Они нередко являются передовой и направляющей силой в создании специфиче-
ской способности в своей организации и обеспечении ее защиты и сохранения при продвижении людей
по карьерной лестнице. Формальные функции (например, финансы, маркетинг, людские ресурсы) име-
ют отличный потенциал для межорганизационных ПС;
- сообщества цели — имеют более короткий горизонт времени и являются подотчетными за до-
стижение специфической производственной цели. Они включают группы по проекту, группы управления и
целевые группы.
Пример — В конце 80-х годов прошлого столетия автомобильная компания перешла на автомо-
бильные платформы, являющиеся кросс-функциональными структурами, основанными на производи-
мойпродукции.Этопозволилокомпаниисократитьвремяцикланапроизводствоиразработкупродук-
ции и расходы на исследования и разработки. Однако переход на платформы не обошелся без затрат и,
что еще хуже, привел к возникновению таких новых проблем, как необходимость разработки многих
вариантов одной и той же детали с небольшими изменениями, к нескоординированным отношениям с
поставщиками и тому, что усвоенные уроки не были всеми восприняты. Компания получила преимуще-
ство в ориентации на продукт, однако утратила способность познания на собственном опыте. Что
необходимо было сделать? Был необходим канал связи между платформами. Бывшие коллеги из функ-
циональных областей стали встречаться неформально. Менеджеры осознали важность этих связей,
но вместо формализации этих групп в новую матричную структуру они решили поддерживать эти
неформальные заседания. Так родились технические клубы.
7
Многие сообщества развиваются естественно, начиная с небольшой группы энтузиастов и эволю-
ционируя в последующем; для их работы нужна незначительная организационная поддержка, или они
могут работать вообще без нее. Если организации решили оказать поддержку таким сообществам и
узаконить их, им потребуется разработать соответствующий процесс, обеспечивающий это.
Новые ПС не должны, по всей вероятности, создаваться с помощью электронной почты от глав-
ного исполнительного должностного лица (СЕО) (связь по схеме «сверху-вниз»), если потенциальные
члены сообщества не совсем доверяют СЕО. Лицу, например главному инженеру, которому доверено
быть экспертом по действительным вызовам, рассматриваемым в рамках ПС, должно быть поручено