ГОСТ Р 54876—2011
ниями и созидательность. Людям нравится легкий обмен идеями в кругу коллег, которым доверяешь.
Многие организации могут относить это все к большей согласованности советов и действий, экономии
времени в результате более активного проявления опыта и улучшенному сохранению знаний сотруд-
никами, а также к более сильной конкурентной базе. Сообщество является наиболее рентабельным и
экономным средством использования интеллекта и ноу-хау, которые есть в организации и доступны ей.
Создание физических и виртуальных областей сотрудничества для обсуждения позволяет инди-
видуумам высказывать свои взгляды и мнения. Проблемы, идеи и усвоенные уроки могут обеспечивать
хороший источник для понимания того, насколько эффективно выполняется инициатива по МЗ. Про-
блемы, поднятые в настоящем стандарте, должна рассматривать группа по МЗ в целях приобщения
отдельных индивидуумов к инициативе по МЗ и участию в ней.
Пример — Проблема заключалась в том, чтобы научный персонал понял более глубокий контекст
МЗ и преимущества нового инструмента ИТ для каждодневной работы. Сотрудники были разделены
на небольшие (с участием различных отделов) группы на 2 часа 30 минут, в течение которых они
должны были посетить несколько «рыночных прилавков». Эти группы должны были выполнить не-
большие упражнения, подобные нахождению экспертов в недавно созданной структуре знаний, обсуж-
дая устоявшиеся методы обмена знаниями и решая небольшие проблемы поиска информации с при-
менением нового инструмента в игровой манере. Преимущество инструмента МЗ было прояснено на
примере конкретных рабочих контекстов (восприимчивость). Персонал уяснил, как управлять основ-
ными функциями инструмента (способность). Руководство высшего звена приняло участие в меро-
приятии и обеспечило изменение процессных моделей, на которые было оказано воздействие (ответ-
ственность). Небольшие группы, соревнующиеся друг с другом, улучшили степень индивидуального
участия и неформальный обмен информацией в рамках группы (обязательство).
16
Для начала работы по созданию сообщества необходимо рассмотреть следующее:
- Какова производственная необходимость в создании этого сообщества?
- Кто является спонсором и есть ли энергичная группа управления, которая получила одобрение
и обеспечит ресурсы для сообщества?
- Проведение пилотных испытаний по необходимости создания сообщества с выбором его потен-
циальных членов.
- Планирование критериев членства, способа работы сообщества, системы вознаграждения и
признания и способа оценки сообществом его результатов.
- Получение твердого обязательства руководства по началу работы по созданию сообщества.
Для продвижения сообщества необходимо рассмотреть следующее:
- Идентификация или выбор координатора.
- Создание инфраструктуры сообщества, то есть таких доступных инструментов, обеспечиваю-
щих поддержку взаимодействия между членами сообщества, как электронная почта, группы обсужде-
ния, Интранет, другие инструменты для построения/обмена ресурсами знаний.
- Создание сообщества, направленное на привлечение потенциальных членов, обеспечение обя-
зательств, согласование первоначальных приоритетов и действий и усиление роли активных членов.
- Переход сообщества на постоянную работу, обеспечивающую работу группы по управлению,
спонсора и координатора с членами сообщества для информирования их о целях сообщества.
- Проведение оценки результатов, празднование и доведение до сведения всех результатов рабо-
ты в рамках и за пределами сообщества для поддержания уровня заинтересованности и энергичного
настроя.
Процесс создания сообщества не должен быть поспешным из-за необходимости установки вна-
чале саморегулирующих механизмов, для того чтобы обеспечить надежность сообщества. Общими
этапами, через которые проходят сообщества, являются:
- заинтересованность при создании — что-то новое;
- замешательство — по поводу цели;
- прояснение — кто и что должен делать;
- развитие — обеспечение доверия и уважения;
- завершение — сообщество является самонаправляющим.
Сообщества должны строиться на существующих сетях, которые люди используют в их каждо-
дневной работе. Организации, успешные во внедрении МЗ, узаконивают сети, которые уже существуют, и
пытаются усилить их способность работы с инструментами и ресурсами для поддержания/развития
специальных знаний по темам, являющимся важными для компании. Такие инструменты, как анализ