ГОСТ Р 54876—2011
ет развитию отношений и пониманию между отделами, расширению культурных границ и укреплению
потока знаний между ними.
При исследовании, проектировании, внедрении или оценке любой программы по МЗ рассмотрите
возможность использования историй, поскольку они могут:
- содействовать организациям в оценке, заимствовании и переводе опыта индивидуумов в ресурс
обмена знаниями (усвоенные уроки);
- развить культуру оценки полезного, эффективного и выразительного диалога при разговоре и в
записях;
- разработать инструменты и методы для капитализации опыта группы по проекту;
- определить роли и отношения;
- понять, что материальные предметы обеспечивают представление выразительных «подсказок»,
стимулирующих образование новых значений, сообществ и улучшение памяти;
- обеспечить «культурную склейку» для сообществ и сетей;
- содействовать определению рисков и возможностей, выявленных на основе любого опыта по МЗ.
Пример — Производитель оптических линз, имея штат в количестве 60 человек, был награжден
многими наградами за инновационный менеджмент и отличные производственные показатели. Его
компания включает две основные группы: одна группа занимается сборкой продукции, а другая — опти-
ческими компонентами. Рейтинги профессиональных навыков в обеих группах являются аналогичны-
ми. Обе группы являются равноценно важными для клиентов. Компания представляет собой скорее не-
формальную организацию специалистов-дизайнеров и искусных мастеров. На заседании руководства
была выражена обеспокоенность, связанная с обменом информацией в рамках компании. СЕО компании
принял решение прибегнуть к помощи артистов, чтобы помочь сотрудникам лучше понять их соб-
ственные чувства, опыт и управление вопросами обмена информацией. Небольшая группа актеров
сыграла короткую пьесу, разделив между собой роли в рабочей производственной обстановке и пред-
ставляя легкоузнаваемых прототипов. Сотрудники были разделены на случайные группы, поэтому
они не могли выбрать своих товарищей по работе. Эти группы должны были прокомментировать их
реакцию на пьесу и реагировать интерактивно с актерами, которые исполняли свои роли. Это со-
бытие позволило сотрудникам, которые не выражали своего мнения, говорить, и фактически один
или двое прореагировали в весьма нетипичной манере. Интервью, проведенное с участниками через
несколько месяцев после мероприятия, позволило сделать следующие выводы:
- это дало толчок критическим замечаниям, направленным на актеров, игравших роли менедже-
ров, а не на тех, кто должен был противостоять менеджеру/директору и рисковать возможностью
испортить отношения, а также рассмотрению трудных проблем;
- некоторые сотрудники вначале были настроены очень скептически; однако те, кто считал,
что это было пустой тратой времени, стали говорить о значении и понимании этого мероприятия
даже по прошествии нескольких месяцев;
- все интервьюируемые прониклись новым пониманием рассматриваемых проблем и высказы-
вали мнение, что мероприятие было полезным и необходимо принять какие-то соответствующие
меры;
- мероприятие побудило к созданию культуры, то есть воплощению того, что люди думали о
том, что они делали;
- один участник считал, что данный подход к практическому производству был упрощенным,
однако он вызвал замечания и реакцию других участников, что привело их к более глубокому пониманию.
В некоторых организациях представление коротких пьес и повествование историй являются мето-
дами, оказывающими сильное воздействие на решение трудных проблем, позволяющими высказывать
завуалированные критические замечания, способствуя тем самым увеличению скорости и глубины по-
нимания.
7.5 Разговор и диалог
Разговор может быть неструктурированным и самым различным. Дискуссия и аргументация воз-
никают из неструктурированного разговора.
Пример — В компании стальной промышленности рабочие места сотрудников преднамеренно
располагались рядом с кабинетом вице-президента компании, чтобы обеспечить неформальное взаи-
модействие между сотрудниками и вице-президентом.
20
Диалог является структурированным подходом, применяемым для рассмотрения трудных ситуа-
ций, поскольку он требует объективной оценки и устраняет критику, обеспечивая таким образом боль-
шую степень открытости.