ГОСТ Р 54876—2011
Пример — Очень важным элементом стратегии МЗ в компании с совместным капиталом, кото-
рая также предлагает вспомогательные услуги в рамках нового производственного предприятия,
является деятельность «Академии», которая несет ответственность за образование и развитие
своих ключевых акционеров. Она построена по модели ремесленного производства, в которой в на-
чале ученик становится подмастерьем, обучающимся основам, затем квалифицированным рабочим,
познающим на практике все азы, и, наконец, мастером, который познает, помогая познавать другим.
Содержание и процесс определяются потребностями и ожиданиями в зависимости от потребностей
и ожиданий участников.
6.2 Обмен знаниями и создание
Успешные компании создают привлекательность знания, то есть создают желание среди сотруд-
ников в применении своих интеллектуальных ресурсов в интересах компании и вознаграждают их за
обмен знаниями и их создание.
Обмен знаниями является ключевым требованием МЗ. Поток знаний, требуемый для последова-
тельного достижения преимуществ и добавленной стоимости в результате эксплуатации, в свою оче-
редь требует итеративного процесса. Движение вокруг четырех квадрантов увеличивает создание и
таким образом развивает применение.
Выделение и артикуляция находятся в сильной зависимости от обмена информацией и, следова-
тельно, от культур, функционирующих на основе доверия, и которые признают преимущества обмена
знаниями. Для обмена знаниями, чтобы он стал культурной нормой, преимущества обмена знания-ми
должны превышать преимущества их сохранения в глазах заинтересованных индивидуумов. Это
может означать, что эти индивидуумы становятся более известными и приглашаются для выполне-
ния более интересной работы, или становятся более заметными (например, претендуют на повыше-
ние по должности), или получают удовлетворение от оказания помощи другим, или вознаграждаются и
т. д. Индивидуальные преференции позволят определить, какие поощрения будут важны для каждого
индивидуума.
Из этого следует, что эффективный обмен знаниями достигается через групповые ожидания, ко-
торые возникают в результате достаточного консенсуса убеждений индивидуумов в пользу обмена зна-
ниями.
Для сохранения своей жизнеспособности компаниям необходимы новые знания, или способы,
или повторное использование своих знаний по-новому, например, способы обеспечения более гиб-
кой деятельности администрации или разработки новых видов продукции или услуг. Одним словом,
создание знаний рассматривается как ключевой источник инновации в любой компании. Однако сози-
дательность трудно поддается менеджменту, поскольку она, как правило, скорее культивируется, а не
осуществляется по установке. Созидательность может поощряться такими программами, как конкурсы
идей и возможностей по работе над различными проектами.
Пример — Электронная компания разработала так называемый «Виртуальный Голливуд» и об-
ратилась с просьбой к директорам (сотрудникам) представить «сценарии» (идеи по улучшению) «ин-
весторам» (генеральным менеджерам), кто захочет их реализовать (внедрить). Проект обеспечил
экспромтное мышление, и в первый год было представлено более 200 предложений по улучшению про-
цесса и разработке продукции.
6.3 Познающая организация
14
Идея познающей организации рассматривается многими как ответ на все более непредсказуемую
и динамичную производственную среду.
Познающей организацией является организация, создающая, приобретающая и передающая
компетенцию и способная изменять свое поведение в соответствии с новыми знаниями и взглядами.
Познающая организация:
- использует познания для достижения своих целей;
- оказывает помощь людям в оценке результатов их познания для организации;
- избегает повторения ошибок;
- осуществляет обмен информацией и методами, обеспечивающими принятие необходимых мер;
- обеспечивает совместимость результатов работы отдельного лица с общей производительно-
стью организации;
- обеспечивает увязку вознаграждений с основными мерами по выполнению работ;